Праздник ритма и пластики
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Праздник ритма и пластики

29 апреля 2018 / просмотров – 1959
Городская жизнь

Сегодняшний день посвящен танцам. Официальной датой 29 апреля стал в 1982 году, когда ЮНЕСКО решило почтить память «отца современного балета» Жана-Жоржа Новерра. Именно его день рождения стал общепризнанным Днем танца.

Начав свою карьеру при дворе Людовика XV, Новерр завоевал общее признание своими новаторскими для того времени нововведениями: в первую очередь он буквально снял с несчастных танцовщиков фижмы, пышные юбки и неудобные камзолы. Это придало их движениям большую легкость и раскованность. К тому же, Новерр добавил в чинный и церемонный танец придворных артистов целую серию изысканных движений, которые, кстати, было невозможно делать в традиционной одежде. Талантливый француз практически одушевил балет, наглядно показав, какая бездна лежит «между механическим танцем ремесленника и гением артиста».

Новерр написал множество теоретических трактатов по балетным постановкам, тем самым став основателем главных принципов балетного танца. Особенно знаменита его теоретическая работа «Письма о танце и балетах», опубликованная в 1759 году. Знатоки и профессионалы считают этот труд библией для начинающих танцоров.

Зачем люди танцуют?

Танцы – это способ выплеснуть накопившиеся эмоции, зажечь своей искрой мир вокруг, сделать его душевнее и добрее. Через него человек открывает новые грани своего таланта, своеобразия и харизму. Красота, которую человек приобретает через танец, проецируется на его внешние и внутренние проявления, на его поступки, действия, мысли. Представьте, что на вас применяется некий «фильтр красоты», как на фотографию в фотошопе, и этот фильтр работает в обе стороны: для внешнего мира вы становитесь прекраснее, а мир становится прекраснее для вас. Вы начинаете по другому относиться ко всему, иначе смотреть на вещи, больше замечаете хорошее и игнорируете плохое. Как будто вокруг все изменилось, но на самом деле изменились вы сами. Язык танца сближает единомышленников, затрагивает самые тонкие струны в душе участников действа и зрителей, открывает новые горизонты, рождает сильные эмоции. 

Человечеством придумано невероятное количество танцевальных движений. Его история начинается с зарождением человечества и общества. Наши далекие предки придумывали простейшие движения, которые затем трансформировались в обрядовые действия. Танец в те времена имел не развлекательный, а сакральный смысл. А вот уже оформленным первым танцем считается восточный белли-дэнс. На стенах фараоновских гробниц есть изображения танцующих девушек.

Великое искусство вальса

Во времена придворных баллов и приемов, танцы были очень медленными и грациозными, скорее это было величественное хождение по залу. Дамы и кавалеры выполняли замысловатые па, часто менялись партнерами и даже могли вести неторопливую беседу. Значительно ближе и доступнее для нас балы XIX века – на них уже танцевали любимый многими вальс.

Его родиной по праву считают живописную Австрию. В Вене появился «король вальса» Иоганн Штраус, музыка которого облагородила и усовершенствовала хореографию танца, а темп его еще ускорился. Однако довольно долго репутация вальса оставалась сомнительной. «Танец сей, в котором, как известно, поворачиваются и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей осторожности. Чтобы танцевали не слишком близко друг к другу, что оскорбило бы приличие», – говорилось в танцевальном руководстве 1825 года. Движения вальса считались непристойными, унижающими достоинства женщины. Этот танец наносил своеобразный удар по кодексу рыцарской чести, составлявшему основу придворного этикета. В первое десятилетие XIX века в Вене запрещалось вальсировать более 10 минут. Автор одной из статей в «Таймс» возмущен тем, что в программе Королевского бала 1816 года оказался этот «чувственный и непристойный танец». Стоит отметить, что молодежь была от вальса без ума. После 1830 года, вальсировать стали и на придворных балах, а вскоре мода на этот танец обрела второе дыхание.

Выражение, ставшее крылатым

В русском языке есть крылатая фраза «вторая часть Марлезонского балета», используется для обозначения длительного и скучного мероприятия, в котором происходит резкий поворот событий, порой ведущий к комичным последствиям. Нечто, что прерывает размеренное течение жизни, ее привычный ход и превращает торжественное, чинное действо в беспорядок, сумятицу, хаос. Благодаря необычайной популярности фильма «Д'Артаньян и три мушкетера», эту фразу знал каждый житель нашей страны. На самом деле Марлезонский балет – это театральное представление с танцами под музыку, продолжительностью в шестнадцать актов, сочиненный и поставленный лично Людовиком XIII в 1635 году. В основе сюжета – охота на дроздов, которая была любимым времяпрепровождением этого монарха.

Тарантелла – танец до упаду

В то время как галантные кавалеры и очаровательные дамы кружились в вальсах и менуэтах, на улицах городов и деревень расцветало буйство народного танца. Мещане и крестьяне разных стран находили веселье в шумных празднествах, ярмарках, представлениях бродячих трубадуров. И танец их был таким же быстрым, шумным, стремительным. Наиболее яркими примерами служат полька, мазурка, тарантелла. Они зародились на улицах среди простых граждан и завоевали большую популярность.

Интересно, что полька к Польше никакого отношения не имеет. Это чешский танец, а его название произошло от чешского слова «половина», так как размер польки – 2/4.

В Италии танец тарантелла считался лучшим и даже единственным средством излечения «тарантизма» – безумия, вызываемого укусом тарантула. Итальянцы свято верили утверждению о том, что от смерти после укуса паука можно избавиться, если раздавить его, а потом на дохлом тарантуле долго-долго танцевать. Иногда танец мог длиться несколько часов, а порой даже и суток. Тарантеллу танцевали до тех пор, пока признаки смертельной болезни не уходили. 

Женщинам шалить разрешается

Когда речь заходит о канкане, воображение тут же рисует эффектных девиц, высоко поднимающих ноги. Этот танец прочно ассоциируется со знаменитым кабаре «Мулен Руж», а ведь его истоки берут свое начало с обычной кадрили. Махи ногами добавил танцор и акробат Шарль Мазурье. Когда в моду вошли чулки с подвязками, то они стали неизменным атрибутом исполнительниц. Самый французский в мире танец прославила Селест Могадо, когда в 1889 году исполнила его на открытии кабаре. Увы, для чопорных британцев он оказался слишком фривольным и его изгнали с английской сцены.

Современный канкан подразумевает 8-минутное исполнение. В танце задействованы махи ногами, прыжки, шпагат и другие движения, которые только ускоряются с каждой минутой. Каждый, кто оказывается в «Мулен Руж», просто обязан своими глазами увидеть знаменитый зажигательный танец. Канкан прижился и стал весьма популярным. Настолько, что сама английская королева Елизавета II посетила 21 ноября 1981 года представление в «Мулен Руж».

Балет с французского переводится как «танцую»

Услышав слово «балет» мы сразу вспоминаем пуанты, танцовщиц в накрахмаленных пачках, сцену с монументальными декорациями. А первый балетный спектакль, который приходит на ум – это «Лебединое озеро» Чайковского. Если у вас в голове сложилась именно такая картинка, то вы отстали от жизни. Балет ХХI века прямо противоположен классическому, создаваемому целые столетия до нас. В наше время произошли глобальные метаморфозы, начиная от самого танца, заканчивая обликом сцены. В танце балерин появились неожиданные элементы, на смену балетным туфлям пришли обнаженные стопы. Напыщенные пачки уступили место легким шифоновым хитонам, мало отличающимся от тренировочной формы. Начали появляться видоизмененные движения, неожиданные поддержки, кажущиеся неправильными. Главная мысль современного балета – свобода выражения чувств и идей, великолепная пластика, уход о консервативности. 

Жизнь на сцене

Сегодня, в международный день танца уместно будет вспомнить о выдающихся танцорах, имена которых золотыми буквами вписано в историю балета. Майя Плисецкая – символ русского балета. Одну из своих главных партий Одетты-Одиллии из «Лебединого озера» она исполнила 27 апреля 1947 года. Именно этот балет Чайковского стал стержнем ее биографии. Выдающаяся танцовщица второй половины XX века вошла в историю феноменальным творческим долголетием.

Феномен русского балета, величайшая балерина прошлого века – Анна Павлова, ставшая легендой при жизни. «Она не танцует, но летает по воздуху», – так писала о ней петербургская газета «Слово». Она протанцевала на сцене Мариинского театра 10 лет. Две ее партии сделали эту балерину великой для российского зрителя – это Никия и Жизель. 

Прославленной русской балерине Матильде Кшесинской досталась удивительная судьба – слава, всеобщее признание, любовь сильных мира сего, эмиграция, жизнь под немецкой оккупацией, нужда. Матильда умерла в 1971 году, не дожив несколько месяцев до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. На памятнике эпитафия: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская». Но балетная династия Кшесинской не угасла. В этом году в балетную труппу Большого театра была принята внучатая племянница Матильды Элеонора Севенард.

Михаил Барышников сыграл ключевую роль в становление балета, как части популярной культуры, в конце 1970-х и начале 80-х, он был лицом этого искусства на протяжении более двух десятилетий. Сегодня он, пожалуй, один из самых влиятельных и известных танцоров нашего времени. 

Основная цель сегодняшнего праздника – объединить все хореографические стили в качестве единого вида искусства. По мнению учредителей, День танца – веский повод для преодоления политических, социальных, культурных и национальных границ, возможность объединять всех людей во имя мира и дружбы, позволяя им общаться на одном языке танца. В этот день все танцующее общество – театральные и балетные труппы, современные хореографические коллективы, составы народного танца отмечают свою профессиональную дату. Формы празднования самые разные – стандартные представления и концерты, тематические флешмобы и нестандартные выступления.

В танце – равные! 

Отметить сегодняшний праздник воронежцы могут в Центре Галереи Чижова. Сегодня в 12:00 на 3-м этаже нового Атриумного зала Центра пройдет потрясающий концерт, подготовленный ребятами из коллектива Федерации современного танца «СОЛО ДЭНС». Это уникальный проект в Воронеже. Под руководством опытного хореографа и идейного вдохновителя студии Николая Соловьева здесь занимаются представители самых разных поколений и с разными физическими возможностями. В рамках проекта «Танец без границ» в коллективе выступают ребята, которые могут передвигаться только на инвалидных колясках.

«Для них танец – это огромная возможность реализовать себя и раскрепоститься. Тем более, мы делам акцент на том, что и здоровые ребята, занимаясь с детками-инвалидами, учатся взаимодействовать с ними и понимать их, – говорит Николай Соловьев. – Мы рады тесному сотрудничеству с Центром Галереи Чижова, которое длится уже не первый год. Для нас это не только комфортная площадка для выступлений, но и партнер по привлечению общественности к проблеме ребят с ОВЗ и необходимостью творческого развития всех детей без исключения». 

Стоит отметить, что в Центре часто проходят танцевальные мероприятия. 24 апреля, в преддверии вечера современной хореографии в Центре Галереи Чижова были представлены эскизы трех одноактных спектаклей – «Болеро», «Просветленная ночь» и «Бизе-сюита». Флэшмоб на первом этаже нового Атриумного зала прошел в рамках фестиваля «Воронежские звезды мирового балета», который в этом году посвящен 200-летию со дня рождения Мариуса Петипа. Хореографы Иван Кузнецов, Андрей Меркурьев и Александр Литягин показали мини-презентацию своих работ. В перфомансе приняли участие порядка 30 артистов Театра оперы и балета.

Танцуют все!

7 апреля гостей Центра удивил проект сальса-школ нашего города по руэде-де-касино. Организаторы социальных танцев приобщили воронежцев к международному событию: тысячи танцоров из Азии, Африки, Северной и Южной Америки, Европы, Австралии вышли исполнить руэде-де-касино. «Мы танцуем в замечательном месте – Центре Галереи Чижова. Нам здесь нравится. Такая теплая атмосфера! Мы сотрудничаем с «ЦГЧ» постоянно и очень признательны им за помощь и поддержку наших проектов», – поделилась эмоциями участница танцев Ирина Кузьминова. 


Массовые танцевальные флешмобы проходят в Центре и с участием представителей старшего поколения – ансамблем историко-бытовых танцев «Радость», а также с танцевальным коллективом «Исток» и театром танца «Ретро».

«Мы очень молодой коллектив – нам нет еще и года, говорит руководитель ансамбля историко-бытовых танцев «Радость» Татьяна Володина. – Постоянно у нас занимаются 20 человек в возрасте от 60 до 80 лет. За время нашего существования мы уже провели один крупный бал. В Центре Галереи Чижова состоялось наше второе масштабное выступление, которое, судя по реакции зрителей, воронежцам очень понравилось. Я уверена, что сотрудничество с Центром будет продолжено.

«Мои дочери, которые занимаются хореографией, привыкли исполнять постановки на сцене. В Центре Галереи Чижова они выступили, как на шоу мирового уровня: спустились с эскалатора прямо к зрителям, поэтому номер получился оригинальным и интересным, – прокомментировала мама юных участниц флешмоба Ольга Иванова. – Приятно, что постановка привлекла внимание посторонних людей, которые просто прогуливались и не знали про флешмоб. В Центре Галереи Чижова девочки танцевали несколько раз, и им очень понравилось. Ведь можно подарить праздник совершенно незнакомым людям и получить улыбку в ответ».

Потанцевать в Центре Галереи Чижова с удовольствием приходят и молодые воронежские семьи. В минувшем декабре здесь по традиции проходил конкурс «Рай в шалаше». Зрители искренне аплодировали нежному свадебному вальсу Дениса и Евгении, с интересом наблюдали за настоящим концертным номером семьи Соломатиных и почувствовали зажигательный ритм военного танца четы Сидорковых и их группы поддержки. Кульминацией отборочного тура стала церемония награждения конкурсантов. Все семьи традиционно получили ценные призы от Центра Галереи Чижова и подарки от других партнеров конкурса.

Кстати, в прошлом году в Центре прошли съемки четвертого сезона «Танцы на ТНТ». Одним из героев ролика стал воронежский преподаватель танцев 26-летний Артем Бобрешов. Исполнитель выступает в очень ярком и необычном стиле – паппинг. По словам операторов-постановщиков Дмитрия Богданова и Сергея Гильгенберга, была очень важна грамотно подобранная локация с многообразным необычным дизайном и возможностью работать с нескольких ракурсов. В Центре для этого есть все: отличный свет, панорамные виды, стеклянные лифты. 

 Танцевальный призыв к миру

Центр Галереи Чижова стал площадкой и для всемирного флешмоба «International ZOUK FlashMob», цель которого – пропаганда мира на земле. Любовь к танцам объединила 165 городов в 45 странах мира. Старт танцевальному проекту была дан в парке «Алые Паруса», затем участники отправились в Петровский сквер, следом свой танец участники подарили посетителям Центра Галереи Чижова, который давно зарекомендовал себя местом, где инициативные воронежцы могут привлекать других горожан к здоровому и активному образу жизни. После они выступили в Кольцовском сквере и на Адмиралтейской площади.

Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели