Флотская школа, государевы сады и царский зверинец. Из истории петровских нововведений на воронежской земле
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Флотская школа, государевы сады и царский зверинец. Из истории петровских нововведений на воронежской земле

6 июня 2017 / просмотров – 22591
Истфакт

В июне исполняется 345 лет со дня рождения выдающегося правителя и реформатора Петра I.* Не секрет, что деятельный монарх сыграл особую роль в судьбе нашего города. Он сделал Воронеж «стартовой площадкой» для реализации своих грандиозных планов по превращению России в морскую державу. Здесь было положено начало регулярному военному флоту. Но с именем Петра связана не только кораблестроительная эпопея. О том, какими еще делами самодержец «отметился» на воронежской земле – в материале «ГЧ».

Первая государственная школа в городе
Амбициозная морская программа Петра выдвинула на повестку дня кадровый вопрос. Как известно, царь прибегал к помощи иностранных специалистов. Кроме того, в конце XVII века по его приказу в Европу была направлена делегация молодых дворян, которым надлежало освоить премудрости флотского дела. По возращении в 1699 году они прошли суровый экзамен в Воронеже под контролем самого монарха. Как отмечал в своем исследовании** историк Владимир Загоровский, о данном событии остались противоречивые сведения. Согласно официальному отчету, из 72 человек проверку выдержали лишь четверо. В то же время принятый на русскую службу норвежский моряк Корнелий Крюйс отозвался о результатах испытания положительно.
Но как бы то ни было, а «заграничные стажировки» проблему не снимали. Следовало налаживать систему подготовки военно-морских кадров на родине. С этой целью весной 1703 года в Воронеже была основана Адмиралтейская школа, которую курировал один из ближайших сподвижников Петра Федор Апраксин. Ее выпускники пополняли экипажи боевых судов в качестве младших офицеров, становились мастерами-кораблестроителями. Эта школа стала первым государственным учебным заведением в нашем городе.
Раскопки «больших костей»
Царь положил начало изучению древностей воронежского края. Внимание монарха привлекли сведения о «феномене» городка Костенск (ныне – село Костенки). Местные крестьяне здесь издавна находили останки мамонтов. Конечно, об истинном происхождении находок они не догадывались, но в народе ходили легенды о диковинном звере.
В 1696 году Петр дал особое поручение солдату Преображенского полка Филимону Катасонову – отправиться в Костенск и провести там раскопки «больших костей».*** Позже, уже в 1718 году государь издал указ, который предписывал доставлять за вознаграждение для пополнения коллекции Кунсткамеры в Петербурге обнаруженные в земле и воде «старые вещи», а именно диковинные «каменья», кости, оружие, посуду и «прочее все, что зело старо и необыкновенно». Это распоряжение сыграло свою роль в накоплении данных об археологических памятниках в России.
«Экспериментальные питомники»
По инициативе Петра I в крае были созданы государевы сады, где культивировали плодовые древесно-кустарниковые растения, в том числе «заморские». Как уточняет историк Николай Комолов,**** один из них был разбит в нынешней городской черте, в районе Дальней Чижовки. К нему примыкала дубовая роща, где произрастали огромные деревья. Другой сад находился в Павловске. «Природные объекты» содержались на казенные средства.
Позже воронежский «оазис» стал собственностью помещика Алексея Викулина, поэтому за этим райским уголком на долгое время закрепилось название «Викулинская роща». Прекрасные угодья были доступны для всех желающих созерцать местные красоты и превратились в одно из любимых мест отдыха горожан. Здесь часто бывал поэт Алексей Кольцов.
Экологический кризис
При Петре были взяты на учет лесные массивы, где произрастали деревья, пригодные для возведения кораблей. За самовольную вырубку можно было ответить головой. В то же время «зеленым ресурсам» был нанесен серьезный урон. Значительную их часть извели во время строительства боевых судов, что повлекло за собой плачевные последствия для экологии. Вот, что писал об этом уже в XIX веке историк Леонид Вейнберг: «Из вырубленных (…) лесов разбежались звери, разлетелись пчелы, а стук и шум топоров и пил, частая и многая пушечная пальба с беспрерывно снующих галер и галеасов (…) распугали всю рыбу». Была и другая проблема – обмеление реки. Чтобы поднять уровень воды пришлось возвести плотины, а потом и вовсе было решено перенести верфь в Таврово.
Предтеча «зоопарка»
Как многие венценосные особы царь держал зверинец. Для его пополнения в 1716 году монарх издал специальное предписание Азовскому вице-губернатору Степану Колычеву – «наловить на Дону и другим рекам разных родов птиц». Из перечня, который приводит историк Комолов, следует, что монарха особо интересовали журавли и аисты, которые «перьем черны … а носы у них и ноги красные, будто алые». В списке также значились утки, дрофы, казарки, колпицы. Помимо этого, было еще одно пожелание у Петра: чиновнику следовало организовать поиск 5-6 зубров. С выполнением данной прихоти возникла проблема. Как ни старались, а отыскать зубров в воронежском крае не смогли. Но для ловли пернатых были приложены все усилия. Затем список пойманной живности пополнили «разного рода звери». До отправки в Петербург они содержались в Павловске. Это был первый в России зверинец, напоминающий современный зоопарк.

*Петр Алексеевич родился 9 июня (по новому стилю) 1672 года.
** «Петр Великий на воронежской земле».
***Петр даже попытался объяснить таинственные находки, но выдвинул ошибочную гипотезу. Он считал гигантские кости останками боевых слонов Александра Македонского, «ходившего воевать со скифами». Спустя годы, в 1769-м в Костенске побывал академик Самуэль Гмелин, который предположил, что кости принадлежат вымершим в далекие времена животным.
**** В книге «Калейдоскоп воронежской истории».

По подсчетам историков, Петр посещал Воронеж 13 раз (с 1696 по 1722 годы) и нередко оставался в городе на долгое время. Во время своих визитов он был сконцентрирован на задаче строительства боевых кораблей. При этом энергичный царь успевал решать массу иных вопросов…

В центре международной политики
В эпоху Петра I Воронеж, по сути, играл роль столицы. Здесь принимались решения государственного значения, проходили встречи с представителями иностранных держав. На воронежской земле велись переговоры с датским послом. Их итогом стало заключение союзного договора с Данией, которая считалась сильной соперницей Швеции в борьбе за господство на Балтийском море.

Обратная сторона реформ
Строительство флота и другие масштабные петровские проекты сопровождались введением новых налогов и повинностей. В 1707 году в низовьях Дона вспыхнуло восстание под предводительством Кондратия Булавина, которое постепенно распространилось на другие территории. Бунт продолжался до 1708-го, но, в конце концов, был жестоко подавлен. По Дону долгое время плавали плоты с повешенными, которые пустили по реке для устрашения крестьян. Казни проводились и в Воронеже. Известно также, что Петр I лично допрашивал некоторых участников восстания.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Во время строительства флота в Воронеже Петр приказал …запастись арбузами

Корабли, на которых российские моряки воевали за выход к Черному морю, строились под Воронежем

Петровская «кузница морских кадров»

История забытой петровской верфи

Из летописи «морских церквей»

Петр Первый, легендарный

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Александр Томилин
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели