Снова за партой
Школа № 4, пожалуй, одно из учреждений региона, куда ежегодно приходят выпускники вуза, прошедшие подготовку в соответствии с новыми стандартами. Учебное заведение, которое в 2017 году отмечает 55-летие, с полной готовностью вступает в эпоху модернизации образования.
В новом учебном году штат сотрудников учреждения пополнился сразу 4 выпускницами вуза. Чтобы девушкам было легче адаптироваться к работе и набраться опыта, старшие коллеги выступили с инициативой открыть для них школу молодого учителя.
«Примечательно, что взять шефство над молодыми специалистами и оказать им поддержку вызвались педагоги со сравнительно небольшим стажем работы – примерно 6-7 лет, – рассказывает директор школы Вера Черняева. – Они сами хорошо помнят, как трудно завоевывать авторитет у детей, в интересной форме вести урок и удерживать внимание учеников. У нас всегда было хорошо развито подобное наставничество, но в основном проводились индивидуальные консультации. Сейчас же мы начали централизованную работу. В рамках школы молодого учителя опытные педагоги обсуждают с начинающими специалистами наиболее проблемные вопросы, посещают их уроки и дают конкретные советы, на что стоит обратить внимание, как поступить в той или иной ситуации».
Вера Александровна добавляет, что молодых учителей поддерживают не только коллеги, но и государство, которое стремится повысить престиж профессии и привлечь в школу больше преподавателей. Так, выпускник педагогического вуза в течение пяти лет получает доплату к заработной плате в размере 20 % оклада, специалист с красным дипломом – 25 %.
«Это очень хорошая мера поддержки для начинающих педагогов. Максимальный процент для опытных учителей – 15, – уточняет руководитель школы. – Также стоит отметить, что в текущем году от городской администрации нам поступил запрос предоставить списки молодых преподавателей, нуждающихся в служебном жилье. Важно, что власти обратили внимание на одну из наиболее насущных проблем сегодняшнего дня».
Новации в моде
Педагоги школы № 4 всегда с готовностью внедряют в свою работу технологические и методические новинки, подчас и сами придумывают что-нибудь необычное. Так, например, преподаватель иностранного языка Виталина Подшибякина повысила интерес детей к своему предмету за счет создания занимательных образовательных фильмов. Благодаря этой методике в прошлом году она вошла в тройку лидеров городского конкурса «Учитель года».
«Виталина Анатольевна начала делать такие видеоматериалы с целью закрепления пройденных тем, и ребятам это очень понравилось, – подчеркивает руководитель школы. – Идея такого формата обучения также воодушевила и других учителей. Современные флеш-технологии теперь использует и педагог по истории Дмитрий Шагако».
Внимание, мотор!
В этом году руководству школы удалось исполнить давнюю мечту педагогического и ученического коллектива – в учреждении появилось собственное телевидение. Теперь ребята 9-х и 10-х классов вместе с учителем физики активно занимаются созданием контента для будущих телепрограмм.
«Идея создать локальное телевидение зародилась у нас довольно давно, – поясняет Вера Александровна. – У нас есть локации, где на переменах скапливается больше всего детей. Мы решили разнообразить их перерывы между уроками вещанием собственных программ, тем более каждому будет интересно увидеть себя в сюжете, узнать что-то новое о родной школе. К тому же недавно у нас появился специалист, который имеет опыт создания видеоконтента. Поэтому мы незамедлительно приступили к созданию кружка: собрали инициативную группу старшеклассников, закупили оборудование».
Пока ребята только знакомятся с техникой, пробуют снимать и писать тексты. Как отмечает Вера Александровна, первая полноценная телепрограмма или фильм может выйти уже к новогодним праздникам.
Курс на успех
При этом главным достижением школы всегда оставалась высокая успеваемость учеников. Ребята традиционно успешно проходят итоговую аттестацию, поступают на бюджетные отделения различных вузов Воронежа и России. По словам заместителя директора по воспитательной работе Галины Слукиной, практически 99 % выпускников получают высшее образование бесплатно.
Об уровне знаний учащихся говорят и призовые места, которые ребята регулярно занимают в предметных олимпиадах и конкурсах. Стабильно сильными позициями в школе № 4 являются химия, иностранные языки и спортивные дисциплины.
Между тем, большое внимание педагоги уделяют также развитию внеурочной деятельности. Как отмечает директор, каждый раз по окончанию учебного года руководство школы проводит опрос среди родителей и учеников, выясняет, чем бы хотели заниматься дети после уроков.
«Получая ответы на анкеты, мы предлагаем нашим учителям подготовить работу того или иного кружка, – поясняет Вера Александровна. – Мы стараемся каждому ребенку подобрать дело по душе. У нас проводятся занятия по занимательной математике, шахматам, музыке, квиллингу, а также работают спортивные секции. Помимо прочего, в этом году у нас открылись кружки по авиамоделированию и робототехнике. Новые для нас направления вызвали большой ажиотаж среди учащихся».
Несмотря на большую занятость с детьми – дополнительные занятия проходят до самого вечера, педагоги также успевают участвовать во всевозможных творческих и профессиональных проектах.
«Наши учителя регулярно занимают призовые места в городских и региональных конкурсах, – подчеркивает руководитель школы. – В этом году большое внимание уделяется экологической теме, поэтому на долю наших педагогов биологии выпало много проектов по данному направлению. Кроме того, в прошлом году наш преподаватель иностранного языка Виталина Подшибякина заняла почетное третье место в городском этапе престижного конкурса «Учитель года». Также ежегодно ученики и родители выбирают наш коллектив в качестве лучших педагогов в рамках регионального проекта «Любимый учитель», который проводится по инициативе депутата Госдумы Сергея Чижова. Для каждого преподавателя такое признание его труда очень много значит. Важно, что Сергей Викторович также заботится и о подрастающем поколении. Причем эта работа ведется как на федеральном уровне – в последние годы система образования претерпела серьезные изменения, направленные на создание современного учебного пространства, так и в регионе. Политик не только поддерживает социально-значимые начинания, но также сам является автором многих проектов. В частности, каждый год 1 сентября первоклассники получают рюкзачки для сменной обуви, дети используют эти сумочки с большим удовольствием. Например, у моей внучки, которая сейчас учится в шестом классе, до сих пор хранится сумочка, подаренная ей 6 лет назад».
Читайте также о других школах проекта «Без шаблонов»: О флагмане в инклюзивном образовании, о самобытности в среднем образовании на примерах нововоронежской школы № 3 и СОШ № 48, а также о навигации по модернизации в школе № 13 и неординарных решениях в среднем образовании.