Колыбель российского футбола
Педагоги учреждения, которое вот уже полвека готовит учащихся ко взрослой жизни, всегда были приверженцами физической культуры и спорта. Так, например, в школе существовал класс пловцов. Ребята учились вместе со всеми, а затем шли на занятия в бассейн на базе СК «Факел». К последнему учебному году из 30 человек тренер должен был выбрать только одного, кто продолжит свою спортивную карьеру вместе с командой «Факела».
К 1993 году учреждение переориентировалось на другой вид спорта: был объявлен набор в класс по футболу. Первыми воспитанниками стали мальчишки 1980 года рождения. С этого времени Футбольный центр школы № 73 (ФЦШ № 73) начал набирать популярность. Игроки были настолько сильными, что уже в 1994 году ребята завоевали первые престижные трофеи – стали обладателями Кубка Норвегии, обыграв в финале сборную Бразилии.
Сейчас на счету ФЦШ № 73 более 50 побед в турнирах, посвященных выдающимся футболистам России, свыше 150 призовых мест на соревнованиях различного уровня: от районных до Всероссийских. Молодое поколение спортсменов поддерживает высокий уровень, заданный предшественниками – в 2008 году команда стала чемпионом России по футболу, в 2013 году – серебряным призером Чемпионата России, кроме того, дважды ребята становились победителями первенства «Черноземья».
Вход с тройками воспрещен!
Как объясняет руководитель учреждения Сергей Николаевич Воробьев, учащихся спецклассов от других учеников школы отличает не только плотный график тренировок в общем расписании занятий, но и полное отсутствие каникул.
«Как правило, именно на это время приходится основная масса футбольных турниров – мы регулярно ездим на межрегиональные, всероссийские и международные соревнования, – уточняет Сергей Николаевич специфику работы класса. – Это ребята, которые не могут себе позволить отдыхать так же как и все дети. Даже выезжая летом на юг к морю, мальчишки практически все время проводят на тренировочных площадках и матчах».
Отбор в спецкласс настолько строг, что сюда попадают далеко не все подающие надежды спортсмены. Даже юному Лионелю Месси пришлось бы побороться за место, а именно – стать хорошистом или отличником.
«Если ребенок плохо учится, значит, он безответственен, – подчеркивает директор школы. – Важно осознать, что в спорте нужна не только физическая подготовка, но и ум, логика, знания. Кстати, среди наших выпускников-медалистов очень много именно футболистов. Например, Андрей Жданов и Сергей Ткачев, которые попали в премьер-лигу, учились на 4 и 5.
К слову, для спортсменов учителя поблажек во время учебы не делают. Наоборот, к ребятам предъявляют еще больше требований. Для поддержания высокого уровня успеваемости Сергей Николаевич ставит в спецкласс самых сильных педагогов, которые могут в короткий срок пройти с футболистами пропущенные во время чемпионатов темы.
Если лидер, то во всем
Школа № 73 известна не только спортивными завоеваниями учащихся, но и сильным педагогическим составом. Дважды учреждение становилось победителем национального проекта «Образование», в рамках которого получило из федерального бюджета 2 гранта – по 1 миллиону рублей каждый. В первом случае средства были предоставлены за отличные достижения в футболе, во втором – за высокие показатели успеваемости учащихся. Благодаря этим победам в образовательной организации была обновлена спортивная база, а также закуплено современное оборудование для классов.
В преддверии круглой даты
Строительство школы № 73 началось весной 1967 года в новом, только заселяющемся микрорайоне. Открытие учреждения проходило под чутким контролем руководителя, ветерана Великой Отечественной войны Александра Федосеевича Чернонога (сейчас школа носит его имя – прим. ред.). Несмотря на то, что жилых домов поблизости тогда было в разы меньше, учреждение сразу стало очень востребованным – здесь открыли сразу 9 первых классов, и, как ни странно, ни одного 10. Первый выпуск в школе состоялся спустя два года.
За 50 лет число учащихся в учебном заведении только увеличилось, образовательная организация почти все время работает в двухсменном режиме. На сегодняшний день тут учится свыше 1300 человек – 49 классов.
К празднованию юбилея большая школьная семья подошла основательно. Торжество запланировано масштабное и красочное. На день рождения СОШ № 73 кроме учителей, учащихся и их родителей, в том числе соберутся многочисленные выпускники, ветераны педагогического образования, а также друзья учреждения. Со знаменательной датой сотрудников и учеников школы также поздравит депутат Госдумы от Воронежской области Сергей Чижов.
«Мы давно знакомы с Сергеем Викторовичем, он наш хороший друг, – подчеркнул Сергей Николаевич. – Политик всегда принимает активное участие в наших мероприятиях, поддерживает нас на пути развития школы!».
Школа – связующее звено
Помимо большого концерта, педагоги совместно с ребятами подготовили интерактивную выставку «Школьное детство 70-90-е». Через призму истории родного учреждения юных гостей экспозиции – учащихся СОШ – знакомят с образом жизни советского ученика. Здесь можно узнать, какими раньше были дневники и рабочие прописи, почему дети любили коллекционировать календари и цветные картинки, на какие кружки ходили после уроков и как готовились к выпускным экзаменам.
«Большая часть учительского коллектива – выпускники этой школы. Многие из них сохранили свои письменные принадлежности, шпаргалки, значки и фотографии ученических лет. Все это вы видите сейчас на стендах, – проводит экскурсию для корреспондентов «ГЧ» учитель истории Светлана Горбанева. – Для современных детей это все удивительно, они не знакомы с прошлым, не знают, как жили их родители. Мы показываем, чем похожи советские школьники на современных, что их отличает. Кроме того, на архивных фотографиях ребята могут узнать своих мам и пап, дядь и теть, ведь большинство нынешних учеников – это дети наших выпускников. Очень здорово слышать возгласы: «О, а вот моя мама, а здесь ее подруга!». Конечно, каждому интересно здесь найти что-то свое, семейное. Эта выставка позволяет нам достичь главной цели – укрепить связь поколений».
Читайте также о других школах проекта «Без шаблонов»: О флагмане в инклюзивном образовании, о школе, отличающейся взаимопониманием, о самобытности в среднем образовании на примерах нововоронежской школы № 3 и СОШ № 48, а также о навигации по модернизации образования.