Без шаблонов: Флагман в инклюзивном образовании
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Без шаблонов: Флагман в инклюзивном образовании

30 ноября 2017 / просмотров – 2241
Городская жизнь

«ГЧ» продолжает серию публикаций, посвященных образовательным организациям, для которых учебный год 2017-2018 – юбилейный. В этот раз в центре нашего внимания – экспериментальная площадка, на которой реализуется передовая методика адаптивного обучения. 

Средняя общеобразовательная школа № 92 стала одним из первых объектов, который появился в молодом развивающемся поселке Шилово 30 лет назад. Первый выпуск учебного заведения в 1989 году был скромным – насчитывал 14 человек. И всего через несколько лет образовательная организация начала набирать по 11 первых классов, а число учеников достигало 1650.

Стремительное развитие
Строительство и пуск школы проходили под пристальным контролем первого директора – Юрия Куленко. Юрий Юрьевич собрал сильную команду из 43 педагогов, которые буквально вдохнули жизнь в учебное заведение, создали атмосферу уюта и тепла. И уже 1 сентября 1987 года учителя встретили первых учеников – чуть больше 540 человек, из числа которых были сформированы 20 классов-комплектов.

Поселок Шилово, в котором преимущественно жили молодые воронежцы в возрасте до 30 лет, стремительно рос и развивался. Вместе с ним происходило и становление образовательной организации. К 1995 году, когда учреждение возглавлял уже второй руководитель – Сергей Литвинов, число ребят увеличилось втрое, также вырос и состав преподавателей. Школа едва вмещала в себя всех учеников, даже в двухсменном режиме работы с трудом справлялась с нагрузкой.

Лидер социальной адаптации
В наши дни большая ответственность за развитие и модернизацию учреждения лежит на плечах нового директора Натальи Пыховой, которая за 2 года работы заслужила почетный знак «Директор года – 2017». За этот период учебное заведение стало лауреатом и золотым медалистом конкурса «100 лучших школ России». Кроме того, с 1 сентября 2015 года здесь внедряется модель обучения детей с расстройством аутистического спектра (РАС) – создан ресурсный класс. В прошлом году благодаря успешной практике образовательная организация получила диплом 1 степени Министерства образования РФ из рук главы ведомства Ольги Васильевой за победу во Всероссийском конкурсе в номинации «Лучшая инклюзивная школа».

«Суть модели сводится к созданию в СОШ специального пространства, где дети, которые имеют трудности в обучении, могут получить дополнительную помощь в соответствии со своими образовательными потребностями, – объясняет принципы работы ресурсного класса Наталья Вячеславовна. – Наши педагоги осваивали новые профессии, приобретали опыт и учились работать с особенными детьми. И это дало положительные результаты. Первоначально к нам пришли 6 ребят с аутизмом, сейчас – у нас уже два таких класса, в которых учится 16 человек».

Вопрос обучения ребят с РАС сейчас является, пожалуй, одним из самых насущных в инклюзивном образовании. Ранее в нашей стране практически не было единой методики работы с учениками, которым требуется особенный подход. Но в последние годы этой проблеме стали уделять пристальное внимание, в том числе на федеральном уровне. В частности, разработаны специальные государственные стандарты начального образования для детей с расстройствами аутистического спектра. Кроме того, по всей стране создаются ресурсные центры для оказания помощи ребятам и их родителям. Помимо прочего, регулярно проводятся педагогические конференции и форумы, на которых специалисты делятся успешным опытом, а также обсуждают возникающие проблемы и трудности.

На основе договора о сетевом партнерстве в 2016 году между школой №92 и гимназией №7 имени Воронцова была разработана и внедрена уникальная модель взаимодействия между нормотипичными детьми и детьми из ресурсного класса. Нынешний директор гимназии Татьяна Последова стояла у истоков создания инновационной площадки в СОШ № 92, когда в 2015 году была руководителем учреждения.

В рамках внеурочной деятельности организованы занятия по тестопластике и театральный кружок под руководством учителя начальных классов гимназии №7 Андреевой Веры Михайловны. Этот проект не имеет аналогов не только в нашем регионе, но и далеко за пределами.

«Наши преподаватели и тьюторы* активно делятся опытом с педагогами Воронежа, области и представителями педагогического сообщества других регионов, – рассказывает руководитель учреждения. – В апреле этого года мы представляли свою практику инклюзивного образования в числе семи лучших субъектов России на Московском международном салоне образования».

Инклюзивные программы в школе также реализуются для ребят с другими проблемами здоровья: из 1280 учащихся у 27 детей установлена инвалидность, 24 имеют статус ребенка с ОВЗ. В основном заболевания связаны с нарушением опорно-двигательного аппарата, речи и зрения.

«Для реализации адаптированных программ у нас созданы все условия, – комментирует Наталья Вячеславовна. – В частности, мы обеспечили архитектурную доступность и оборудовали сенсорную комнату для эмоциональной разгрузки. Помимо этого, более половины наших сотрудников прошли обучение на курсах повышения квалификации».

Заразительный пример чемпионства

Учеников школы № 92 отличает сильная спортивная подготовка. На базе учреждения работают секции по пулевой стрельбе, футболу, волейболу, самбо, рукопашному бою, дзюдо, настольному теннису и лыжам. Для занятий здесь оборудовано несколько площадок и хоккейная коробка. В образовательной организации также развивается такое направление, как параспорт – в прошлом году учебное заведение присоединилось к проекту «Спорт вместе. По-настоящему».

«В рамках масштабного проекта в нашей школе проходит день параспорта, – отмечает Наталья Пыхова. – Это стало для нас уже доброй традицией, а само мероприятие – большим событием для детей и педагогов. К нам на праздник приезжали знаменитые воронежские легкоатлеты! В их числе победитель Всемирных игр среди спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата Станислав Кашаев, чемпион России Михаил Хлебников, а также их тренер Сергей Оганезов. У детей появилась возможность вживую увидеть чемпионов России и Европы. Также данное мероприятие позволило ребятам понять, что люди с ОВЗ, несмотря на свои «ограниченные возможности», благополучно профессионально занимаются спортом и защищают честь нашей страны на международных соревнованиях».

Заслужившие признание
За лидирующие позиции учреждения в рейтингах и конкурсах отвечают высокопрофессиональные специалисты, имеющие множество наград и почетных званий.

«Нашей гордостью являются сотрудники, которые трудятся здесь со дня открытия школы, – продолжает Наталья Вячеславовна. – В их числе заместитель директора по учебно-воспитательной работе Татьяна Ивановна Шеменева, Почетный работник общего образования, педагог-психолог Ольга Викторовна Кулакова, которая стояла у истоков создания в школе психолого-педагогической службы, заведующая библиотекой Ольга Павловна Подхолзина, учитель физкультуры Татьяна Ивановна Калядина, являющаяся Отличником физической культуры и спорта, педагог начальных классов Елена Ильинична Репина, победившая в 2007 году в национальном проекте «Образование», преподаватель истории, Почетный работник общего образования Надежда Митрофановна Казьмина. Кроме того, большие заслуги имеют преподаватель биологии Галина Валентиновна Пилюгина, которую наградили грамотой Минобрнауки России, учителя начальных классов Людмила Михайловна Литвинова, Ольга Николаевна Махмутова, Ольга Михайловна Верютина, Алла Сергеевна Авраменко, награжденные Почетной грамотой Департамента Образования Воронежской области. К слову, в прошлом году Алла Сергеевна также стала призером конкурса «Любимый учитель», инициированного депутатом Госдумы Сергеем Чижовым. Еще один наш педагог начальной школы – Елена Владимировна Корчагина заняла в проекте 4 место. Очень важно, что подобные конкурсы профессионального признания существуют не только на федеральном уровне, но и в регионе. Это укрепляет статус нашей профессии».

*Тьютор – специалист, сопровождающий учащегося или студента в процессе индивидуального обучения

Читайте также о других школах проекта «Без шаблонов»: о школе, отличающейся взаимопониманием, о самобытности в среднем образовании на примерах нововоронежской школы № 3 и СОШ № 48, а также о навигации по модернизации в школе № 13 и неординарных решениях в среднем образовании.

Екатерина Мельникова
239-09-68
36glch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели