Турецкий путч, постскриптум. Как долго продлится триумф Эрдогана?
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Турецкий путч, постскриптум. Как долго продлится триумф Эрдогана?

19 июля 2016 / просмотров – 1666
Россия и мир

О причинах и последствиях провалившегося военного мятежа в Турции журналисты «ГЧ» побеседовали с политологом Викторией Черниковой.

Из истории вопроса
Эксперт напоминает: армия не раз вмешивалась в политические процессы в Турции и ранее. Военные брали власть в свои руки в 1960, 1971 и 1980 годах. При этом они позиционировали себя «наследниками» основателя Республики Мустафы Кемаля Ататюрка, стоящими на страже светских, демократических ценностей государства.
По некоторым оценкам, переворотом также можно считать события 1997 года. Тогда генералы вынудили уйти в отставку премьера, создателя исламистской Партии благоденствия Неджметтина Эрбакана. Но победа оказалась недолгой.
В 2001-м соратник Эрбакана Реджеп Тайип Эрдоган сформировал новую политическую силу – Партию справедливости и развития, которая вскоре завоевала большинство на парламентских выборах. В 2003-м он возглавил правительство, а в 2014-м был избран президентом. Вступая на пост, турецкий лидер обещал придерживаться курса, направленного на либерализацию общественной жизни, однако с тех пор он не раз подвергался критике за ущемление демократических свобод.
«Почва» для заговора
Причин для недовольства, зреющего в недрах государства, было достаточно. Это и «чистки» в армии, и попытки силового решения «курдского вопроса», и ужесточение политики по отношению к оппозиции и СМИ. «Кроме того, в Турции наблюдается постепенная исламизация, – отмечает политолог. – Попытки отойти от кемалистского (светского) пути развития стали основной причиной предшествующих переворотов. Уход от традиций, заложенных Ататюрком, сыграл значительную роль и сейчас».
Фактор внешней силы
По словам нашей собеседницы, внешнее влияние тоже не следует сбрасывать со счетов. «Перевороты или их попытки, имевшие место в конце XX – начале XXI веков, редко происходили без иностранной помощи, – говорит Виктория Черникова. – Поэтому логично задаться вопросом: кому было выгодно выступление против действующей власти в Турции? Сам Эрдоган обвинил в организации мятежа Фетхуллаха Гюлена – писателя и религиозного лидера, живущего с 1999 года в США, а также его последователей из движения «Хизмет».* Кроме того, Анкара продемонстрировала недоверие к американским партнерам. Свидетельством тому служит блокирование правительственными силами базы НАТО в Турции. При этом следует отметить, что некоторые путчисты получили образование на Западе, а Военно-воздушные силы, составившие костяк мятежа, активно взаимодействуют с Альянсом. К тому же Джон Керри весьма оперативно выступил с опровержением участия США в попытке госпереворота. Пожалуй, даже слишком оперативно».
Неугодный лидер
Как бы то ни было, отношения Анкары и Вашингтона далеки от идеала. По словам эксперта, в последнее время Белый дом раздражает многое в политике турецкого лидера. Это и курс в отношении курдов, и попытки проводить самостоятельную политику на Ближнем Востоке, и весьма вольная трактовка демократических ценностей, и постепенная исламизация Республики. Не в восторге в США и от примирения страны с Россией.
Не способствуют укреплению взаимопонимания личные качества турецкого лидера, который славится своей конфликтностью и непредсказуемостью. Все это делает его «неудобным партнером» для американцев. Так что за океаном вряд ли бы расстроились, если бы Эрдоган был вынужден «отойти от дел».
Анкара на распутье
Однако, как известно, переворот потерпел неудачу. Во многом это объясняется тем, что путчисты не смогли обеспечить своим действиям широкую поддержку. Народ вывести на улицы им не удалось. Напротив, люди выступили в защиту законной власти. Попытка изолировать президента провалились. Усилия, направленные на установление контроля над медиаресурсами, тоже не привели к успеху. В итоге правительственным силам хватило несколько часов, чтобы справиться с ситуацией.
Более того, турецкий лидер получил возможность упрочить свои позиции. Какой бы противоречивой личностью Эрдоган не являлся, он – представитель легитимной власти. В вопросах защиты конституционного порядка мнение мирового сообщества на его стороне. Свергать демократически избранное правительство неприемлемо. Это единодушно подчеркнули лидеры и дипломаты различных государств.
Сейчас у турецкого президента есть шанс компенсировать прежние промахи во внутренней и внешней политике, отказавшись от «перегибов» в пользу взвешенных и ответственных решений. Вот только сможет ли он удержаться от дальнейшего «завинчивания гаек»?
«Сценарии» развития ситуации
Первая реакция Анкары на мятеж показывает, что ответ может быть весьма суровым.** По стране уже прошла волна арестов. Эрдоган не исключил, что парламент рассмотрит возможность введения смертной казни.*** Впрочем, в Евросоюзе сразу же заявили, что в случае возвращения высшей меры, Турция может забыть о вступлении в ЕС.
Виктория Черникова считает, что ситуация в государстве может развиваться по двум основным «сценариям». Первый вариант: усиление власти президента на фоне «умеренных наказаний» в отношении сторонников переворота и увольнения «неблагонадежных» военных. «Это приведет к ослаблению вооруженных сил, но позволит режиму сохранить относительную стабильность», – говорит политолог.
Эксперт также отмечает, что во внешней политике Турция будет больше ориентироваться на страны, которые «не являются близкими партнерами США». Однако, если Вашингтон пойдет на экстрадицию Гюлена, Анкара «спишет на проповедника все внешнее вмешательство» и попытается сохранить прежние форматы сотрудничества с американцами.
Другой «сценарий» связан с жестким репрессивным курсом. «Завинчивание гаек» вызовет ответную реакцию. В таком случае последствия могут весьма печальными, в том числе – и лично для Эрдогана.
Какова вероятность нового кризиса?
«Раскол в армии, который позволил сформировать силы, организовавшие мятеж, не исчезнет, а только усилится. Сторонников светского пути развития Турции много, поэтому недовольство властью сохранится», – уточняет эксперт. Кроме того, оппозиция может получить серьезную внешнюю поддержку со стороны США.
С учетом этих факторов возрастет риск повторной попытки государственного переворота, но уже в другом «исполнении». Беспорядки могут быть организованы не офицерами, а гражданскими лицами по технологиям «майдана» или «арабской весны».

*В переводе с турецкого – «служение». Западные СМИ характеризуют «Хизмет», как «умеренное прозападное движение суннитского ислама». Официальная Анкара обвиняет сторонников Гюлена в подпольной антиправительственной деятельности.
**Следует отметить, что, анализируя провальный мятеж, некоторые политологи не исключают, что за акцией мог стоять …сам Эрдоган. В частности, эту версию высказал в интервью РЕН-ТВ Алексей Мухин. «С помощью подобного рода инцидента можно было создать повод и вполне законно «зачистить армию», – заявил он.
***Смертная казнь в Турции была отменена в 2002 году.

Чтение в тему:
«Большой спектакль» Эрдогана или «черная метка» правящему режиму?

Международное сообщество выступило в поддержку легитимных властей Турции

Владимир Путин выступил за скорейшую стабилизацию обстановки в Турции

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели