Как правильно сообщать малышу плохие новости?
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Как правильно сообщать малышу плохие новости?

6 апреля 2011 / просмотров – 2822
Психология
Негативную информацию сообщать сложно, особенно детям. Им и так приходится взрослеть в небезопасном мире: теракты, землетрясения, катастрофы. Стоит ли объяснять малышу значимость этих событий или необходимо стремиться сохранить у детей позитивное отношение к миру? И если произошло печальное событие, как об этом грамотно рассказать маленькому члену семьи, чтобы не травмировать его детскую психику?
Теракты, взрывы, катастрофы – все эти печальные события еще раз доказывают, что мы не можем быть уверены не только в безопасности своих детей, но даже в своей. Как оградить от этой жесткой правды своих чад? Психологи утверждают, что в этом нет необходимости. Лишая их права знать о том, что происходит вокруг, мы рискуем не только создать у детей искаженную картину мира, но и подвергаем их жизнь потенциальному риску.
«Необходимо научить малыша технике безопасности и поведению чрезвычайной ситуации. Причем постараться сделать это тактично и мягко, чтобы не травмировать психику ребенка, – объясняет эксперт рубрики, психолог-консультант Светлана Бажажина. – Его ни в коем случае нельзя запугивать и рассказывать о последствиях разрушений и гибели людей. В случае землетрясения, можно просто объяснить, что мы живем на большой планете, иногда поверхность земли немного дрожит, поднимается и опускается. Это бывает редко и не везде. Но когда такое происходит, нужно внимательно слушать взрослых и выполнять то, что они говорят».
Психолог предупреждает: нельзя нагнетать обстановку. Дети и подростки испытывают жизненную потребность в импульсах, источником которых служит окружающий мир. Если же мир начинает восприниматься лишь как средоточие угрозы, то все когнитивные силы ребенка будут расходоваться не на познание и осмысление действительности, а на защиту от нее. Страх перед реальностью может стать препятствием на пути взросления и развития.

Не усугубляйте положение!
В семье произошло печальное событие: смерть бабушки, развод, серьезная болезнь мамы… Родители боятся травмировать ребенка и не знают, как ему рассказать об этом. Но поведение взрослых все равно меняется, и это не может не заметить малыш: он чувствуют общее напряжение в доме, замечает оттенки поведения, но не знает, как и о чем расспросить маму и папу. В такой неопределенной ситуации малыши бессознательно стараются привлечь к себе внимание: становятся «прилипчивыми», капризничают либо, наоборот, затихают, забиваются в угол.
Что бы ни происходило в семье, дети имеют право знать истину! «Неопределенность для ребенка хуже, чем правда. Когда родители что-то недоговаривают, малыш это чувствует и начинает выстраивать в голове негативные картины происходящего, тем самым только еще сильнее пугая самого себя, – продолжает Светлана. – К ребенку нужно относиться как к взрослому, он имеет право знать правду. Искренность родителей – это проявление уважения. Своим примером они передают навыки, выражения эмоций. Это поможет малышу в будущем легче переживать стрессы и быстро освобождаться от негативных чувств».

Правильно подготовиться к разговору
Всем родителям известна детская способность спрашивать о самом важном в неподходящий момент: у дверей школы, в автобусе, в машине. Эксперт рубрики советует: «Если вы не готовы говорить на какие-то темы, то не нужно делать это прямо сейчас. Попросите ребенка дать вам время подготовиться, собраться с мыслями, написать речь, правильно оформить предложения, пригласить других участников беседы».
Малышу проще справиться с тревогой, когда разговор идет «глаза в глаза»
Позже вернитесь к разговору, но учитывайте состояние малыша. Не стоит отвлекать его, если он чем-то увлечен: играет, смотрит мультики, рисует. Но и не откладывайте разговор надолго. Дети живут тем, что происходит с ними сегодня, и, если мы затягиваем, не обсуждая с ними то, что их волнует, пугаются, начинают фантазировать, чувствуют себя виноватыми («Мама ничего не говорит, значит, сердится на меня») и страдают.
Не нужно рассказывать подробно все и сразу. Так, на вопрос: «Почему бабушка к нам не приезжает?» – можно честно ответить: «Она болеет и лежит в больнице». Не надо говорить слишком много, вдаваться в детали, обсуждайте только то, что может отразиться на жизни ребенка: кто теперь будет водить его на тренировку, где он будет жить, с кем проведет каникулы и так далее.
Когда плохая новость станет известна, у ребенка обязательно возникнет множество вопросов. Но это не значит, что нужно отвечать на каждый из них. Дети нуждаются в том, чтобы взрослые устанавливали границы.

Говоря о смерти…
Одна из самых печальных новостей – смерть кого-то из членов семьи. Такую информацию сообщать сложнее всего. Психолог Светлана Бажажина советует начинать разговор с наводящих вопросов: «Ты заметил, что мама расстроена?», «Как ты думаешь, почему?» После этого можно сказать горькую правду, отвечающую на эти вопросы: например, о том, что бабушка умерла. «Нет точных заветных слов, которые нужно говорить ребенку в этом случае. Можно, например, сообщить, что бабушка стала старенькой и устала жить. В возрасте 6-7 лет дети уже знают о смерти, они понимают, что есть душа и тело, есть какое-то доброе и счастливое место, куда отправляются умершие. Когда ребенку 3-5 лет, осознать все детали ему сложно, поэтому в этом возрасте о смерти нужно говорить мало и быстро, без подробностей».
Конечно, нельзя полностью избежать тревоги малыша о том, что смерть может коснуться и его. Можно попробовать смягчить эту информацию, сказав, что это произойдет не скоро и пока не нужно об этом думать. А потом постараться переключить ребенка на другу тему. «В этом возрасте дети редко задумываются о завтрашнем дне и обладают свойством забывать горести и боль очень быстро», – утверждает Светлана.

Общение на равных
Быть искренним с ребенком – значит его уважать. Относиться к нему как к равноправному собеседнику – значит воспитывать у него верное отношение к самому себе. Дети, с которыми родители разговаривают о самом важном, взрослея, не стесняются просить о помощи, когда она необходима, открыто говорят о своих сомнениях и тревогах, вместо того чтобы блуждать в потемках собственных домыслов, иллюзий и страхов. Главное – дайте малышу возможность выражать свои чувства, плакать, вспоминать. Позвольте ему быть ребенком даже в сложных обстоятельствах взрослых проблем.
Ребенок должен знать алгоритм поведения в опасной ситуации – будь то пожар или теракт. Важно, чтобы малыш понимал, что практически из любого сложного положения существует выход: подобное знание мобилизует. Важно настроить его на помощь, в том числе эмоциональную, тем, кто оказался рядом. Это отвлекает от собственных переживаний, страха и создает атмосферу общности.
Если в семье несколько детей, а родители знают, что новость может вызвать бурную негативную реакцию, лучше передать информацию отдельно каждому малышу, потом выслушать его вопросы и обсудить их. Потому что если новость услышат все одновременно и заволнуется хотя бы один из детей, другие тут же присоединятся к нему. Тем самым возрастут общее напряжение и волнение, а значит и стресс будет более сильным.
Система Orphus
Комментарии
  • 07.04. 00:06 Поклонник (Гость) Скажите, а куда пропала Наталья Шоломова, которая писала замечательные статьи по психологии которые мне так нравились?!
  • 14.04. 09:56 поклонник (Гость) ура! появилась подпись шоломова спустя 3 дня после выхода статьи:)
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели