«17 лет назад, когда конкурс только зарождался, нам было трудно, – рассказывает заместитель председателя Воронежской организации СТД РФ Наталья Поливаева. – Со временем все изменилось. Мы очень благодарны депутату Государственной Думы Сергею Чижову, который уже не первый год поддерживает нас не только в проведении конкурса, но и жизни, с особым вниманием относясь к пожилым актерам».
Год открытий…
Прошедший театральный сезон стал особенным – это был год тяжелых потерь, неожиданных находок и как никогда ярких премьер: «Арест», «Макбет», «Циники», «Город мастеров», «Волшебное кольцо». В каждом театре Воронежа можно было насладиться премьерными показами по-настоящему добротных спектаклей. В итоге – 24 номинанта и 15 победителей.
Многие актеры, уже давно зарекомендовавшие себя, как настоящие профессионалы, именно в этом театральном сезоне смогли открыть новую грань своего таланта. «Совершенно великолепно в спектакле «Арест» Ануя (Театр драмы имени Кольцова) сыграл актер Сергей Карпов, которого я знаю много лет. Какая глубокая и серьезная работа! Есть моменты, когда актер стоит на сцене и молчит, а зритель все понимает – это высший класс мастерства», – уверен председатель жюри, руководитель секции критики, профессор Бронислав Табачников.
… и потерь
Проблема смены поколений в театре всегда очень болезненна, тем более, когда из жизни уходят замечательные актеры – и это невосполнимая потеря. Но, как утверждали все собравшиеся в этот вечер, «каждый из них вложил свою душу и сердце в этот конкурс». «Мы скорбим об этих людях. Они заложили очень хорошие традиции, и в том числе их заслуга, что перспектива театрального искусства Воронежа радужная, – считает руководитель областного департамента культуры Иван Образцов. – Жизнь бурлит. Наш город смело можно назвать театральным!»
Пропустить через себя
Некоторые номинанты были известны уже за неделю до самой церемонии: «Лучшая женская роль в оперном спектакле» – Александра Добролюбова (Опера «Тоска» Пуччини, Театр оперы и балета); Юлия Непомнящая – (леди Макбет в балете «Макбет» Молчанова, Театр оперы и балета). До последней минуты сохранялась интрига, кто же станет победителем в номинации «Лучшая мужская роль в балетном спектакле». Итог – Александр Литягин (балет «Макбет»): «Я очень удивлен, но одновременно горд и счастлив! – делится впечатлениями победитель. – Эта роль давалась как никогда сложно, и технически, и эмоционально. Необходимо было пропустить партию через себя, понять, что хочет от нас Васильев, а это было по-настоящему непросто, потому что роль эмоционально тяжелая. Но все получилось благодаря педагогам, друзьям и партнерше Юле!»
Не без сюрприза
По-настоящему зрители были удивлены, когда художественный руководитель академического театра драмы имени Кольцова Владимир Петров вместо фамилии лауреата конкурса в номинации «Лучшая мужская роль в драматическом спектакле» произнес «Оба». Таким образом, победил и Сергей Карпов (роль Мужчины в спектакле Кольцовского театра «Арест»), и Вадим Кривошеев (роль Владимира в спектакле Камерного театра «Циники»).
Аналогичная ситуация повторилась при оглашении победительницы в номинации «Лучшая женская роль в драматическом спектакле». За небольшим исключением: здесь претенденток было четыре, а приз получили две – Елена Лукиных (Камерный театр) и Ирина Кулешова (творческий центр «Антреприза»).
Их не обманешь!
В номинации «Лучшая работа в спектакле театра кукол» победил художник Александр Ечеин, соревновавшийся с композитором Александром Балаяном.
«Последний раз выходил на эту сцену 12 лет назад, и я приятно удивлен, что мою работу снова заметили и оценили. Спектакль «Волшебное кольцо» дался мне не так просто, пришлось работать со сложным материалом, долго думал, как воплотить задумку режиссера в жизнь. Идеальных постановок не бывает, потому что планируешь одно, работаешь над вторым, а получается третье. Но от этого моя работа так интересна! – рассказывает художник-постановщик спектакля «Волшебное кольцо» по Платонову (театр кукол «Шут» имени Вольховского) Александр Ечеин. – Когда смотришь в глаза детям, хочется работать, ведь они – самый благодарный зритель, их не обманешь, не сфальшивишь, малыши видят все, и если будет кучно, никто смотреть не станет!»
В знак памяти
Событием сезона» назвали спектакль академического театра драмы имени Кольцова «Арест» Ануя в постановке нового худрука Владимира Петрова. А лучшим драматическим спектаклем жюри признало «Циников» Воронежского Камерного театра в постановке Михаила Бычкова. Вместо приболевшего мэтра на сцену вышли актеры театра – участники спектакля: Елена Лукиных, Вадим Кривошеев, Юрий Овчинников, Татьяна Чернявская.
Впервые за всю историю существования конкурса, премия «За честь и достоинство» была присуждена посмертно народной артистке России, многолетнему председателю Воронежской организации СТД РФ Людмиле Кравцовой. «Эта актриса – живая легенда, я благодарен судьбе, что я знал эту удивительную, потрясающую, красивую женщину. Думаю, что она будет вечным эталоном, – произнес директор Театра оперы и балета Игорь Непомнящий.
За Людмилу Александровну премию получил ее муж Игорь Чижмаков, который лишь смог произнести сквозь слезы: «Я так ее люблю!». В выражении глубокой любви к умершей актрисе и уважения к ее таланту, творчеству и памяти, зал в течение нескольких минут аплодировал стоя.
Лучшая женская роль второго плана в драматическом спектакле присуждена Елене Гладышевой, сыгравшей роль Бабушки в спектакле «Арест» Ануя (Театр драмы имени Кольцова). Лучшая мужская роль второго плана в драматическом спектакле досталась Юрию Овчинникову – Докучаев, «Циники» Мариенгофа (Камерный театр).
Лучшим актерским дебютом признана Анастасия Черноволос (Татьяна в опере «Евгений Онегин» Чайковского, Нина в оперетте «Севастопольский вальс» Листова. Лучшим детским спектаклем оказался «Щелкунчик» (Борисоглебский драматический театр имени Чернышевского, режиссер Анна Бондаренко).
Лучшим актерским дебютом признана Анастасия Черноволос (Татьяна в опере «Евгений Онегин» Чайковского, Нина в оперетте «Севастопольский вальс» Листова. Лучшим детским спектаклем оказался «Щелкунчик» (Борисоглебский драматический театр имени Чернышевского, режиссер Анна Бондаренко).