В день открытия памятника Никитину воронежцы вывесили на своих домах флаги
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

В день открытия памятника Никитину воронежцы вывесили на своих домах флаги

23 марта 2016 / просмотров – 2486
Истфакт

В доме-музее поэта работает выставка, где можно ознакомиться с уникальными материалами, отражающими историю знаменитого монумента. В числе раритетов – дореволюционные документы, старинные снимки и другие подлинные предметы, связанные с открытием памятника. Экспозиция посвящена знаменательной дате: в этом году нашему бронзовому Никитину – 105 лет!

Деньги собирали всей Россией
По словам научного сотрудника музея Маргариты Якович, кампания по созданию монумента продолжалась многие годы. Изначально его хотели установить в 1899-м – к 75-летию со дня рождения Ивана Саввича. Но к тому времени как император дал «высочайшее соизволение», юбилей прошел. Тогда воронежцы решили открыть памятник в 1911-м – к 50-й годовщине кончины поэта. В 1900-м по всей стране был объявлен сбор средств.
На призыв откликнулись люди с самым разным уровнем достатка – и состоятельные купцы, и небогатая интеллигенция, и простые крестьяне. В экспозиции представлены купоны с указанием пожертвованных денег. На пожелтевших листках еще различимы цифры: 100 рублей, 3 целковых, 20 копеек, – словом, вносили, кто сколько мог. Кстати, последняя сумма в начале XX века была не такой уж и маленькой. Тогда на нее можно было купить четыре батона или два ведра помидоров.
Проект, покоривший горожан
Когда в распоряжении комиссии находилось уже более 20 тысяч рублей, в столице прошел конкурс на лучший проект памятника. Среди его участников были маститые скульпторы, но воронежцы выбрали работу студента Петербургской академии художеств Ивана Шуклина. Его изображение Никитина был признано самым достоверным и проникновенным. Эту авторскую модель монумента можно увидеть на выставке.
Сам памятник был торжественно открыт 16 октября 1911 года. Благодаря краеведам, о церемонии известно в деталях. К ее подготовке Воронеж подошел с большой ответственностью. Власти даже обратились к горожанам с просьбой вывесить на домах флаги – как во время государственного праздника. Соответствующее послание экспонируется на выставке. С ним соседствуют поздравительные телеграммы из разных уголков империи.
Особое внимание было уделено охране порядка. К монументу не пускали без пригласительных билетов. Место вокруг него огородили канатами, вдоль которых выстроились новобранцы. Они с трудом сдерживали натиск толпы. Чтобы увидеть, как с бронзовой фигуры упадет покрывало, самые отчаянные воронежцы забрались на деревья. Ткань, скрывающая скульптуру, соскользнула под звуки оркестра, и народ замер в восхищении. По воспоминаниям очевидцев, родственники поэта перешептывались: «Как живой»…
Репортаж придирчивого гостя
Новость о событии нашла отражение в прессе и не только в местной. На выставке представлен экземпляр московской газеты «Русской слово» с репортажем известного поэта Сергея Городецкого. Правда, о воронежцах гость из Первопрестольной пишет несколько раздраженно. На то были свои причины – он приехал с заготовленной речью, но произнести ее не получилось. Описывая церемонию, придирчивый корреспондент дал волю дурному настроению, но сам монумент пришелся ему по душе. «Памятник очень хорош, – отмечает журналист. – (…) Он сделан со спокойным реализмом, который отличает и поэзию самого Никитина».
Любимое творение скульптора
На открытии монумента присутствовал его автор Иван Шуклин. Больше ему не довелось посетить Воронеж, а в советское время из описаний памятника исчезло и его имя. Почему это произошло, рассказал краевед Олег Ласунский, исследования которого заново открыли для России замечательного мастера.
Незадолго до Первой мировой молодой талантливый скульптор получил возможность стажироваться во Франции. Вернуться ему помешали боевые действия и бурные революционные события. В итоге Иван Андрианович оказался на многие годы оторванным от Родины. «На Западе Шуклина прекрасно знали, – отмечает Ласунский. – Устраивались его персональные выставки в Париже, Биаррице… Но в СССР о нем молчали».
А вот сам мастер связей с Отечеством не прерывал и каким-то чудом в страну долетали его послания. Он писал братьям о своем желании приехать на русскую землю и все спрашивал: «Как там мой воронежский памятник?» Шуклин гордился этим монументом. Фигура Никитина была единственной его работой в жанре монументальной скульптуры; все остальные произведения носили камерный характер. К сожалению, проведать любимое творение ему не удалось. В 1958-м Иван Андрианович получил разрешение советских властей вернуться на Родину, но в том же году ушел из жизни…

Как на военном параде
Процедура открытия памятника была запротоколирована до мельчайших деталей в специальном Меморандуме. Прибытие делегаций намечалось на конкретное время. Группам надлежало занимать только строго отведенное им место. При этом документ предписывал «построить участников заблаговременно по росту», словно на военном параде.

В 1918 году в Москве стоял гипсовый Никитин
На выставке можно увидеть фото ныне утраченного памятника поэту, установленного в столице по так называемому плану монументальной пропаганды. Эту программу выдвинул Ильич. В ее рамках предлагалось создать десятки скульптур революционных вождей, а также деятелей культуры, чье творчество особенно полюбилось народу. В данный перечень попали наши земляки Никитин и Кольцов. Их изваяния поставили в один день – 3 ноября 1918 года. Правда, статуи были гипсовые и просуществовали недолго.

«Путешествия» бронзового поэта
Памятник Никитину не раз менял «среду обитания». В 1911 году он был установлен на Театральной площади, которую в 1918-м переименовали в честь Ивана Саввича. В 1933-м городские власти решили, что статуя мешает движению транспорта, и распорядились перенести ее в Кольцовский сквер. Здесь монумент пережил войну, после которой на нем осталось несколько осколочных «ран». Спустя 40 лет скульптуру вернули на Никитинскую площадь, но поставили ее немного западнее от прежнего места.

Запрет императора
Изначально на пьедестале памятника предполагалось высечь строчку «Мертвые в мире почили, дело настало живым». Это фрагмент знаменитого никитинского романса «Медленно движется время», который пользовался громадным успехом у передовой молодежи. Однако Николай II, которому в песне послышался революционный призыв, не утвердил инициативу. В итоге решили ограничиться скромным посвящением: «Ивану Саввичу Никитину. 1911 год».

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Александр Томилин
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели