Театральная «кухня» – как рождается настоящее искусство?
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Театральная «кухня» – как рождается настоящее искусство?

2 марта 2011 / просмотров – 2118
Будущее
25 февраля в Воронежском театре оперы и балета собрались истинные поклонники искусства. Несмотря на то, что празднование юбилея приурочили ко Дню города и перенесли на сентябрь, руководство не стало нарушать многолетнюю традицию и в этот вечер, ровно как и 50 лет назад, на сцене зазвучала чарующая музыка Чайковского и полились прекрасные голоса, исполняющие «Евгения Онегина».
«Если спросить, за что любят эту нежную, совсем «бессюжетную», «бездрамную», лирическую музыку, мне ясен ответ: за простоту, за искренность, за теплоту чувств…» – именно так писал академик Афанасьев о неповторимой прелести «Евгения Онегина».
Несмотря на то, что сюжет этого по-настоящему национального произведения, знает каждый, опера подарила «Евгению Онегину» новую жизнь. Рамки сцены не позволили Чайковскому охватить всю ширину тематики пушкинского романа, поэтому на первый план он выставил переживания героев, отобразив всю глубину и искренность образов, сохранив национальный колорит произведения. Его опера, построенная на интонациях русской народной песни, так же глубоко народна и национальна, как и сам роман Пушкина. Музыка оперы тепла, искренна, лирична.

«Итак, она звалась Татьяной…»
Начинается представление с усадьбы Лариных. Разговор между Татьяной и Ольгой, матерью и няней происходит одновременно. Перед зрителями предстают две молодости, и две старости, которые соединяются в один стройный голос – голос жизни.
В тишине звучит мужской хор, к нем присоединяется женский, и все это рождает грандиозное впечатление мощи, напора и колорита русского крестьянина. Накал музыки – и перед нами Онегин и Ленский, абсолютно разные и по внешности, и по тембру голоса. Взгляд, улыбка, легкий румянец и вот чуткое, искреннее сердце Татьяны поглощено любовью к Онегину. Ее признание в тишине и темноте комнаты: «Я влюблена!» трогает зрителей до мурашек по коже. А знаменитая сцена, когда она пишет письмо любимому, заставляет, задерживая дыхание, внимать каждому ее слову.
Боль разбитого сердца, отчаяние одиночества, верность долгу, сила характера и глубина чувств – все это соединяется в опере «Евгений Онегин», не отпуская внимание зрителя ни на секунду. Убийство Ленского, признание мужа Татьяны в искренней любви к ней, страдания Онегина, метания главной героини – это не представление, это больше чем искусство – это настоящая жизнь!

Читая знаки судьбы
Вечером театр превращается в воплощение праздника, ярких огней, музыки. Зритель получает готовый продукт: спектакль с яркими декорациями, прекрасным звучанием оркестра и блестящей игрой актеров. Но днем театр живет совершенно другой жизнью –бесконечные репетиции, работа до пота и крови, решение бесконечных проблем. Каждый винтик этой системы очень важен. Убери один – и все, что-то случится, сломается и праздника не получится, искусство не родится. А ведь каждый спектакль – это «ребенок» театра, выношенный и выстраданный в течение долгого времени.
«Театр – это кроссворд, который надо уметь разгадывать, – утверждает художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств РФ Александр Зыков. Этот человек знает о театре все и немного больше: он участвует в подборе репертуара, репетициях, создании декораций, регулирует денежные вопросы. – Нельзя сказать однозначно, сколько и как рождается спектакль. Каждый раз это особенное событие, результат симбиоза всего коллектива».
Александр Николаевич сетует, что приходится сталкиваться с множеством проблем, в том числе и денежных. Но от этого никуда не уйти, уверен режиссер, это материя, которая помогает воплощать в жизнь творческие идеи. Просто надо уметь их решать. Воронежский театр оперы и балета это умеет. А еще Зыков знает, как читать знаки:
– Понимаете, если судьба говорит «да», то все складывается так, как надо. Если «нет», то события разворачиваются таким образом, что спектакль, который долго готовился, приходится откладывать. Даже погода влияет, – говорит Александр Николаевич. – Например, в прошлом году случились страшные пожары. Из-за этого большинство средств из городского и областного бюджета пошли на строительство домов погорельцам».

Важный момент
«Рождается спектакль сложно и долго. Все начинается с идеи, которая связана от потребностей театра, возможности труппы, перспектив будущего спектакля, ведь необходимо постоянно поднимать планку актеров, ставить перед ними все более высокие задачи, – рассуждает главный дирижер Воронежского театра оперы и балета, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Юрий Анисичкин. – Но самый важный момент – формирование и поиск постановочной группы, чтобы в результате получился конгломерат единомышленников. Без этого никакой спектакль не получится! Это сложная работа, но когда она удается, этот «союз» становится источником вдохновения и реализации самых невероятных задач».
Яркий пример такого конгломерата можно считать сотрудничество с хореографом и постановщиком Владимиром Васильевым. Его спектакли «Золушка», «Анюта» и «Макбет» стали для Воронежа яркими культурными событиями.

Проблемы
За красотой ярких афиш и беззаботных улыбок артистов, кроятся множество проблем: старое здание, течь крыши, холод в помещениях и многое-многое другое. И все это взваливается на плечи дирекции театра. В такой обстановке надо уметь создавать праздник, чтобы зрители ничего не заподозрили.
«Оперу «Волшебная флейта» мы ставим вот уже четвертый год! – негодует Юрий Петрович. – И неизвестно, когда поставим! Нет денег – аргумент, против которого нет оружия. Ведь театральное искусство, а особенно опера и балет, – это очень дорогое удовольствие. Декорации, костюмы, гонорары…»
Одна из самых острых проблем театра – кадры. Молодежь приходит работать сюда с огромной радостью и удовольствием, только вот остаются не многие. За последние 20 лет из театра оперы и балета в другие города и страны уехало более 15 самых ярких артистов. «Можно сказать, что мы их просто подарили! Вы даже себе не представляете, как тяжело отыскать настоящий талант, еще сложнее его воспитать, а вот удержать… часто просто не в наших силах. Потому что артистам необходимо создавать условия, чтобы они захотели остаться, чтобы они понимали, что их труд не напрасен. Проблем действительно много, тем не менее, мы существуем, развиваемся и идем вперед. Залог этого – любовь к профессии, только она нас и спасает».

Интриги
Засыпание стекла в балетки, «подножки», соблазнение, провокационные письма – все эти мифы о закулисных интригах часто становились сюжетом для фильмов и душераздирающих историй о нелегкой судьбе артистов. Однако все это осталось в прошлом, потому что элементарно не хватает времени – очень много работы. «Конечно, театр без интриг – не театр, – смеется главный дирижер. – Но не должно быть сведения счетов, обид. «Хорошая» интрига – это когда актер хочет быть лучше, быть в первом составе на премьере. Тогда он начинает много работать. А наша задача помочь ему в этом, поднять на более высокий уровень. Быть руководителем творческих людей не просто».

Каверзы
Каждый спектакль, сколько бы его раз не играли на сцене, показывается, как в первый раз, уверяет Юрий Анисичкин. Ведь искусство делается здесь и сейчас, через секунду музыка перестанет звучать, но навсегда останется в памяти публики. Однако, не смотря на долгие репетиции, по ходу спектакля нередко случаются смешные каверзы, которые может и не так видны зрителю, но всегда замечаются режиссером и дирижером. Юрий Петрович вспоминает: «Как-то артист забыл текст, и я начал петь за него, ведь иначе постановка просто сорвалась бы! Актер быстро сориентировался и продолжил партию. Зрители так ничего и не заметили, а оркестр не мог сдержать смех».

Тонкая материя
Тяжелые репетиционные моменты, эмоциональная отдача, психологические затраты – все это с лихвой компенсируется овациями переполненных залов на каждом спектакле театра оперы и балета.
Александр Зыков с любовью говорит:
– Наш театр – самый молодой в Воронеже. И мы стараемся постоянно развиваться, искать новые творческие решения, «идем в ногу со временем». Я уверен, что любовь зрителей к опере и балету никогда не иссякнет, потому что ничто не сравнится с тем таинством, которое происходит во время спектакля, когда артисты получают отдачу от зрителей, а последние, в свою очередь, наслаждаются игрой актеров. Происходит некое очищение, спектакль помогает человеку обрести душевное равновесие, успокоиться и сосредоточиться на действительно важном. Можно прийти в театр три раза, но эти моменты человек запомнит на всю жизнь. Воссоединение публики и артистов – в этом симбиозе рождается настоящее искусство!
«Необходимо осознать, что одна из важных задач, которая сейчас стоит перед нами – поддержание духа нации. Ведь человек не зверь и не дикарь, его надо постоянно развивать, учить, но делать это не навязчиво. Сейчас одна кнопка от телевизора и все в руках, но кнопка-то умная, а ты остаешься дураком – чему можно научиться, смотря ТВ?! Любовь к культуре надо воспитывать, закладывать фундамент для понимания великого. Все это очень тонкая материя», – утверждает Юрий Анисичкин.

Любовь…
В век новых технологий, 3D эффектов, компьютеров и роботов, истинное искусство уходит на второй план. На предложение: «Пойдем вечером в театр!», молодежь, смеясь, отмахивается и выбирает кафе, клубы, кино. Искусство для них представляется чем-то непонятным, синтетическим, неинтересным. Но те, кто попадает в волшебный театральный мир, влюбляются в него навсегда. Особенно это касается оперы и балета. Когда дирижер взмахивает рукой и оркестр громогласно и ярко начинает играть, занавес открывается, и перед зрителями предстают впечатляющие декорации, когда под музыку на сцену «впархивают» словно бабочки балерины или бархатный мужской баритон поет арию о несчастной любви, сердце сжимается в неистовой истоме восхищения. Эти впечатления невозможно сравнить ни с чем! Театр – это любовь на всю жизнь.
Справка ГЧ:
Театр музыкальной комедии – именно так назывался театр оперы и балета в далеком 1931 году. Он был организован на базе коллектива содружества профессиональных артистов, под руководством талантливого режиссера и актера Лазаря Аркадьевича Лазарева.
Через несколько десятилетий во время гастролей в Москве, получивших высокую оценку зрителей и музыкальной общественности, председатель Союза композиторов СССР Тихон Хренников предложил реорганизовать театр музыкальной комедии в Музыкальный театр. Эта инициатива была поддержана Министерством культуры и руководством Воронежской области. 25 февраля 1961 года состоялась премьера спектакля «Евгений Онегин» Петра Чайковского, ознаменовавшая рождение нового театра.
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели