Столицу Черноземья накрыла культурная волна
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Столицу Черноземья накрыла культурная волна

16 июня 2011 / просмотров – 1802
Будущее
В Воронеже только и разговоров, что о Международном Платоновском фестивале. Каждый день в наш город приезжают настоящие мэтры искусства и радуют жителей своей непревзойденной игрой. В этом культурном празднике задействованы абсолютно все театральные площадки Воронежа. И не смотря на то, что у дирекции фестиваля поначалу были опасения, что могут возникнуть проблемы с реализацией билетов, они не подтвердились. На данный момент продано 15 тысяч билетов, и это без учета посетителей выставок, проходящих в рамках фестиваля. Действительно, наблюдая за аншлагами на каждом концерте и спектакле, все больше убеждаешься, что Платоновский фестиваль стал для воронежцев глотком свежего воздуха, реализовавшейся мечтой ощутить себя в эпицентре культурной жизни.
Противоречивость восприятия
Театральную программу фестиваля открыла самая загадочная пьеса Шекспира «Буря» британского режиссера Деклана Доннеллана. Это произведение называют «художественным завещанием» великого драматурга. Ее премьера прогремела в январе 2011 года во Франции, затем в Великобритании и в рамках десятого Международного театрального фестиваля имени Чехова добралась и до России. После москвичей насладиться спектаклем смогли именно воронежцы, и можно с уверенностью сказать, что это большая удача.
Деклан Доннеллан очень вдумчивый и изобретательный режиссер. Для репетиций «Бури» он за 400 километров от Москвы выстроил целую театральную деревню, где на берегу озера в обстановке, приближенной к тому, что происходит в пьесе, актеры пытались притронуться, прощупать и понять, что же это такое – быть выброшенными на остров, оказаться оторванными от всего мира.
«На собственном примере мы смогли убедиться, что даже там человеческие страсти: борьба за власть, соперничество, желание контроля никуда не деваются. В ходе этюдных проигрышей сделали множество открытий для себя, поняли своих героев, как бы прикоснулись к той обстановке. Ведь, чтобы дотянуться до уровня Шекспира, погрузиться в его мир и понять его, надо очень постараться! Думаю, именно благодаря такому стилю репетиций Деклана, у нас и получился столь интересный спектакль», – рассказал актер Игорь Ясулович.
«Буря» Доннеллана – неоднозначный спектакль, не все зрители были готовы к новаторству постановщиков
Воронежцев, желающих попасть на открытие фестиваля, было намного больше, чем мест в драмтеатре. Билеты просто «смели» в течение нескольких дней. Но как выяснилось, «Буря» – спектакль весьма неоднозначный и далеко не все зрители были готовы к новаторству постановщиков. «Какой ужас! Это же Шекспир! Откуда взялись женщины с колосьями и серпами? Какие-то пережитки советского времени» – недоумевали одни. «Восхитительно! Если открытие было столь сильным, то что же нас ждет дальше?», – с предыханием произносили другие. «А мы вообще ушли на середине, – сообщила мне одна знакомая, к слову, окончившая филфак ВГУ. – Думали серьезное произведение, необычная интерпретация, а все как обычно свелось к неглиже – девушка оголила грудь, а герой вообще оказался без порток. Благо стоял спиной к зрителям».
Но все же недовольных было значительно меньше, чем тех, кто стоя аплодировал актерам на протяжении 15 минут после окончания спектакля.

Музыка, которая вводит в транс
Приезда столь великого человека в Воронеж ждали с особенным нетерпением. «Это настоящая удача!» – заявил директор фестиваля Михаил Бычков. Всемирно известный виолончелист и дирижер, многосторонний музыкант с широчайшим репертуаром, непревзойденный и великолепный Давид Герингас. Он дает множество концертов по всему миру – в Риме, Париже, Нью-Йорке, Японии, США, а его дискография насчитывает более 80 компакт-дисков.
Герингас совместно с Воронежским академическим симфоническим оркестром во главе с дирижером Игорем Вербицким исполнил Концерт № 1 для виолончели с оркестром Респиги Шостаковича и Адажио с вариациями для виолончели и фортепиано. Когда этот статный, красивый мужчина вышел на сцену и заиграл, зрителей накрыла волна благоговения и восторга. Говорят, что звук виолончели очень похож на человеческий голос – такой же проникновенный и настоящий. Но когда инструмент находится в руках такого профессионала, как Герингас, он не просто звучит, а поет, плачет, смеется, кричит и шепчет, вводя зрителей в транс, заставляя дрожать в неистовом восторге восхищения.

Гениальность простоты
«Соня» по рассказу Татьяны Толстой – один из самых популярных спектаклей мира. Его в наш город привез известный и очень яркий коллектив Европы – Новый Рижский Театр, главным режиссером которого является Алвис Херманис. Его спектакли неизменно вызывают профессиональный и зрительский интерес, проходя при полных аншлагах.
Труппа гастролирует по всему миру – от Южной Африки до Кореи, но вот в Воронеже они не были ни разу. И именно «Соню» с большим трепетом ожидали наши земляки. Особенная интрига данного спектакля в том, что главную женскую роль в постановке играет мужчина – актер Гундарс Аболиньш: «Превратиться в женщину не являлось главной задачей. Это больше вопрос понимания загадки образа человека, который жил задолго до нас, ее поступков и желаний. Мы старались создать характер и рассказать о душе, а она вряд ли может иметь пол».
«Соня» оправдала ожидания воронежцев: спектакль Алвиса Херманиса о душе человека, вынужденной жить в некрасивой оболочке, оказался удивительно глубоким, искренним, проработанным до самых мелочей. Актеры Гундарс Аболиньш и Евгений Исаев прожили историю, написанную Татьяной Толстой, в такой степени приближения к правде жизни, что невозможно было сдержать слез. Работа режиссера удивила своей кажущейся простотой, за которой – невероятная глубина и правда.

Сыграть состояние души
Этот спектакль называют мечтой. К какому виду искусства отнести действо, происходящее на сцене, определить невозможно. «Неподвижные пассажиры» Филиппа Жанти – это некий свободный танец актеров, которые на сцене поют, разыгрывают клоунские пантомимы, плачут, радуются, читают стихи, шутят. И в то же время они не реальны, словно галлюцинации или сны. Или мир грез самого режиссера.
«Неподвижные пассажиры» – это путешествие сквозь пространство и время, переживание всех связанных с этим одержимостей, конфликтов, страхов, восторгов. Восемь персонажей – странников, вовлеченных в бесконечную череду постоянно меняющихся обстоятельств. Они подобны чувствам и пульсирующим состояниям души, которые непрерывно проносятся через наше сердце.
В спектакле почти нет слов, все построено на непревзойденной игре актеров, точных декорациях, прекрасной музыке и гениальной режиссуре Жанти. Каждый эту постановку понимает по-своему, но никого она не оставляет равнодушным.
«Некоторые считают, что данным произведением режиссер ставит диагноз современному обществу, но это не совсем корректно, – предупредили актеры. – Он просто указывает на проблемы, не привязывая их к конкретной эпохе. Они вне времени. Отстраненность от «здесь и сейчас» Филипп подчеркивает даже через костюмы и внешний вид кукол, которых нельзя отнести к определенному периоду. Они выглядели актуально 15 лет назад, свежо смотрятся и сегодня. И, надеемся, послужат еще через 20 лет».
Французские и испанские актеры спектакля «Неподвижные пассажиры» с интересом и волнением ожидали встречи с воронежскими зрителями, ведь театр никогда не играл в провинциальной России. Но все переживания оказались напрасны: аншлаговое выступление Театра Филиппа Жанти попало, как говорится, в самое сердце публики. Ведь «Неподвижные пассажиры» – это маленькая модель мира, в которой отражается столь многое. Что-то остается до конца неразгаданным, не проясненным. Но так и должно быть, когда на сцене – высочайшее искусство.

Без права на ошибку
Спектакль «Рассказ о счастливой Москве», поставленный по неоконченному роману Андрея Платонова «Счастливая Москва» Миндаугасом Карбаускисом, получил две «Золотые Маски». Его привезла в Воронеж театр-студия Олега Табакова, и именно на «Табакерку» были выкуплены все билеты в первые дни продажи. И это не удивительно – имя говорит само за себя.
Впервые на фестивале благодаря «Рассказу о счастливой Москве» с такой силой и убедительностью прозвучал сам Андрей Платонов – гениальный художник слова.
Актер Иван Шибанов признался: «Ознакомившись с текстом произведения Платонова, я возненавидел современное телевидение, которое разговаривает с людьми на убогом языке. Меня впечатлила глубина смысла, скрывающаяся за каждым словом писателя. Вот он, настоящий русский язык!»
Актриса Ирина Пегова добавила, что платоновский текст настолько гениален, образен, что порой и играть ничего не надо – правильно произноси то, что написал автор, и этого будет достаточно. Но ошибаться при этом нельзя!
«Табакерка» на воронежской сцене продемонстрировала удивительный уровень театральной культуры и профессионального мастерства. Режиссерский замысел, метафоричность почерка постановщика и сценического оформления оказались близки невероятному платоновскому слову. Ирина Пегова (Москва Честнова) работает в этом спектакле с особой отдачей, создавая многогранный и противоречивый образ молодой женщины, которой мало семейного счастья. Ее может устроить только всеобщее. Но при этом так легко упустить свое.

Лучший из лучших
Скромность, застенчивость Фредерика Кемпфа никак не сочетаются с его высочайшим талантом. Этот пианист – один из самых востребованных музыкантов молодого поколения. Он активно гастролирует по всей Европе, странах Азии, США и Австралии, выступает в лучших залах мира и сотрудничает с ведущими мировыми оркестрами и знаменитыми режиссерами. Но началась грандиозная карьера Кемпфа именно с России.
Один из самых востребованных музыкантов молодого поколения пианист Фредерик Кемпф с особым трепетом ждал выступления именно в Воронеже
Он учился в нашей стране и с удовольствие играет русскую музыку, пропагандируя ее по всему миру.
Пианист признался, что с особым трепетом ждал выступления в Воронеже, потому что «российский слушатель более откровенен, чем западный. Там больше в ходу вежливость и политкорректность: будут хлопать и кричать «браво», даже если исполнение было неважным. А русским надо действительно понравиться, покорить их». И британский музыкант блестяще сделал это: в филармонии не хватило не только мест в зале, но и десятков приставных стульев. В первом отделении Кемпф исполнил с Воронежским молодежным симфоническим оркестром знаменитый Второй концерт Сергея Рахманинова, предложив не совсем привычную для нас трактовку произведения – более импульсивную по сравнению с традиционной. А во втором доказал, что он действительно является одним из лучших пианистов планеты: «Рапсодия в стиле блюз» Джорджа Гершвина прозвучала так виртуозно и вдохновенно, что зал взорвался оглушительными аплодисментами. «На бис» музыкант исполнил сочинение Вагнера-Листа «Смерть Изольды» и «Ноктюрн» Фредерика Шопена. Да так сыграл, что градус восторга слушателей подскочил до точки кипения.

Смелый эксперимент
Не традиционный балет, но дерзкая, современная, сокрушающая все каноны хореография – «Дождь/Болеро» Раду Поклитару. Эта постановка восхитила и очаровала воронежцев своей искренностью, пронзительностью и красотой. Музыка Баха и Равеля виртуозно смешивалась с этнической мелодией народов мира. Истории человеческих переживаний, судеб, неразделенных чувств – все это слилось в единый пронзительный философский рассказ в форме хореографической сюиты. Финальная сцена с белыми зонтами и хлынувшим дождем вызвало гром несмолкаемых аплодисментов.
В России пока немного театров современной хореографии, подобных тому, который создал в Киеве Раду Поклитару. Его постановки всегда связывают с наиболее интересными экспериментами и смелым прочтением всемирно известных театральных сюжетов, обновлением формы современного танца. Отрадно, что и Воронеж смог быть свидетелем этого завораживающего балетного спектакля.

Напоминаем, что Международный Платоновский фестиваль продлится в Воронеже до 17 июня. Зрители смогут насладиться «Музыкой воздуха и металла» Ансамбля «Студия Новой музыки» при Московской консерватории имени Чайковского, спектаклем Театра Наций (Москва) Альбера Камю «КАЛИГУЛА», а также шедеврами мировой хореографии Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (Москва).
В рамках фестиваля в Воронеже прошли Платоновские чтения с участием крупных специалистов в области русской литературы ХХ века из ряда европейских стран, а также Москвы и Санкт-Петербурга. Культурная программа превзошла все ожидания: по мнению ученых фестиваль взял невероятно высокую планку. Лидер чтений, профессор и руководитель Платоновской группы Института мировой литературы имени Горького, член-корреспондент РАН Наталья Корниенко резюмировала: «Платонов – русский Леонардо да Винчи!»
Один из лучших скрипачей планеты, народный артист СССР Виктор Третьяков, участник Международного Платоновского фестиваля приехал в Воронеж впервые за 20 лет. Но все эти годы, как оказалось, он хранил приятные воспоминания о воронежской публике и самом городе. Музыкант рассказал, что давно знает и любит творчество Платонова, который изменил отношение Третьякова к жизни, перевернул многие его представления.
Участники Квартета имени Бородина назвали наш город крупным центром музыкальной жизни, а творчество Андрея Платонова – вехой в истории мировой культуры. Музыкантам было особенно приятно выйти на сцену концертного зала воронежской филармонии, приняв тем самым участие в Международном Платоновском фестивале. Играли они Прокофьева, Стравинского, Вольфа и Мясковского.
Концерт оркестра «Новая Россия», Юрия Башмета и Алены Баевой начался на 40 минут позже объявленного времени. Как объяснила скрипачка Алена Баева, она опоздала на самолет из-за страшных пробок на МКАДе. Пришлось лететь более поздним рейсом. Алена появилась в театре лишь в 19:40, час ушел на подготовку к выступлению. Играла скрипачка так страстно, что порвала струну на своем Страдивари. Не растерявшись, Баева взяла скрипку у солиста оркестра и продолжила исполнение, с блеском завершив концерт.
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели