Создатель стальной «Жар-птицы»

7 февраля 2017 / просмотров – 832
Истфакт

130 лет назад родился выдающийся авиаконструктор Константин Калинин, разработавший первые советские серийные пассажирские самолеты. В середине 1930-х Константин Алексеевич трудился в Воронеже. Здесь он создал целый ряд оригинальных проектов, в том числе воздушное судно, получившее название «Жар-птица». К сожалению, жизнь талантливого изобретателя оборвалась на излете. В 1938-м он попал под каток репрессий…

«Икар» из юнкерского училища
Будущий покоритель неба появился на свет в Варшаве, в семье офицера, который был родом из Валуек Воронежской губернии.* Калинин получил хорошее домашнее образование, затем окончил учительскую семинарию – специализированное учебное заведение, где готовили кадры для начальной школы. Константин зарекомендовал себя прилежным учеником, однако связывать жизнь с преподавательской стезей не захотел, а по отцовскому примеру подался в военные. Молодой человек поступил в Одесское пехотное юнкерское училище. В тот же период ему довелось стать очевидцем полета аэроплана, которым управлял один из пионеров воздухоплавания Михаил Ефимов. С тех пор Калинина не покидала мечта создать свой собственный летательный аппарат, но осваивать авиацию ему пришлось в экстремальных условиях.
На фронтах Первой мировой
В 1914 году началась Первая мировая война и Константина призвали в действующую армию. Он участвовал в боевых действиях, был награжден за храбрость орденами. В 1916-м Калинин добился разрешения поступить на учебу в Гатчинскую авиашколу, которой руководил известный специалист в сфере воздухоплавания Сергей Ульянин. Этот неординарный человек инициировал ряд нововведений в оборонке, в том числе применение аэрофотосъемки в военных целях. Его воспитанниками были мастер высшего пилотажа Петр Нестеров, ас Александр Казаков и другие прославленные летчики. Как способный ученик проявил себя и Константин. Получив необходимую подготовку, он вновь вернулся на фронт – теперь уже в качестве авиатора. Калинин успешно использовал свои навыки во многих опасных операциях. Известно также, что он одним из первых применил радиосвязь для корректировки артиллерийского огня.
Когда пала империя…
Переломный 1917 год застал летчика врасплох. Политика его не интересовала. Между тем, в армии нарастал бунтарский дух. Отряд, которым командовал Калинин, примкнул к войскам Петлюры, а самому Константину Алексеевичу атаман предложил должность инспектора авиации. На новом посту пилот стремился сохранить летный парк и даже пробовал строить самолеты, но тщетно – в условиях всеобщей неразберихи эти попытки были обречены на провал.
В 1920 году Калинин перешел на сторону Красной армии, которая тогда остро нуждалась в опытных военных специалистах. После Гражданской войны он учился в Киевском политехническом институте и еще на студенческой скамье начал проектировать самолеты.
«Отец-основатель» Харьковского авиазавода
В 1925-м Калинин разработал свое первое воздушное судно К-1 с оригинальным эллиптическим крылом. Его детище успешно прошло госиспытания, во время которых в небо поднимался и сам конструктор. Вскоре комиссия рекомендовала выпускать К-1 серийно, а Константин Алексеевич получил ответственное назначение в Харьков, где на базе авиаремонтных мастерских было решено создать завод по производству самолетов. «Отцом-основателем» этого предприятия и КБ при нем по праву считается Калинин.
«Наш ответ Чемберлену»
Одним из самых интересных проектов конструктора стал санитарный самолет К-3. Модель предусматривала ряд особенностей, важных при эвакуации раненых и больных – удобные лежачие места для пострадавших, отсек для медицинского оборудования, бортовую систему водоснабжения с подогревом. Воздушное судно было построено всего за два с половиной месяца. В 1928-м оно пополнило эскадрилью «Наш ответ Чемберлену».
С названием этого авиаподразделения связана целая история. Годом ранее глава британского МИД Джозеф Остин Чемберлен выразил протест руководству СССР, взявшему курс на поддержку революционного движения в Китае. После этого английский министр превратился в «любимого» персонажа советского агитпропа. Его высмеивали в СМИ, изображали в карикатурном виде на плакатах, а ОСОАВИАХИМ** организовал под лозунгом «Наш ответ Чемберлену» сбор средств, которые пустили на строительство самолетов и бронетехники.
В авангарде гражданской авиации
К-3 хорошо зарекомендовал себя при пассажирских перевозках. Не менее удачными были и другие модели Калинина – К-4, удостоенный золотой медали на Международной выставке в Берлине, и очередная модификация – К-5. В 1930 годы эти машины полностью вытеснили с воздушных линий СССР самолеты импортного производства.
Иначе сложилась судьба К-7, который по замыслу Константина Алексеевича должен был стать настоящим чудом мировой авиации. Калинин спроектировал сверхмощный семимоторный многоцелевой самолет-гигант особой конструкции, так называемое «летающее крыло». *** В военном варианте воздушное судно было способно нести свыше 10 тонн бомбовой нагрузки, в гражданском – могло перевозить более 120 пассажиров.
Серия испытаний, в которых в качестве второго пилота участвовал сам Калинин, прошла успешно, но на заключительной стадии произошла авиакатастрофа, унесшая жизни нескольких членов экипажа. После этого работа над К-7 была остановлена. Трагедия стала огромным ударом для Константина Алексеевича. Вместе с тем комиссия не усмотрела в крушении его личной вины. Ему было поручено новое ответственное дело. В 1934 году Калинина назначили главным конструктором авиазавода в Воронеже.
«Воронежский период»
Одним из самых ярких проектов Константина Алексеевича в это время стало создание «самолета без хвоста» К-12, который он задумал еще в Харькове. Калинин вновь использовал схему «летающего крыла», но усовершенствовал конструкцию, повысив маневренность и огневую защиту. Презентация К-12 состоялась летом 1937 года на авиапараде в Тушино. Для торжественного события самолет разрисовали под диковинную Жар-птицу. Под таким названием он и вошел в историю.
Необычное воздушное судно произвело на специалистов грандиозное впечатление. Вскоре началось его серийное производство, но затем в «верхах» работу решили свернуть. Идеи Калинина, намного опережавшие время, там сочли чересчур рискованными.
А тем временем над авиапромом сгущались тучи. В стране полным ходом шли репрессии. Не миновали они и воронежский завод. В 1938-м десятки его сотрудников оказались в тюрьме. В том же году были предъявлены обвинения в «антисоветской деятельности» и «вредительстве» Константину Алексеевичу. Спустя несколько месяцев после ареста он был расстрелян. В 1955 году расправу над Калининым признали незаконной и посмертно реабилитировали его «ввиду отсутствия состава преступления». Однако талантливого конструктора уже было не вернуть…

Имя на звездной карте
В 1975 году сотрудники Крымской обсерватории открыли новую малую планету. Ее решили назвать именем авиаконструктора Калинина «Константин». В 1990-м это событие было официально утверждено Международным планетарным центром.

Опередивший время
Спустя десятилетия после кончины Константина Калинина британский журнал «AirPictures» отметил, что экспериментальные воздушные суда, спроектированные этим авиаконструктором, стали прототипами современных сверхзвуковых самолетов.

*Сейчас Валуйки входят в Белгородскую область.
**Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству.
***Фактически он представлял собой огромное крыло размахом в 53 метра и площадью свыше 400 квадратных метров.

На фото
Самолет К-12. Для презентации его раскрасили под диковинную Жар-птицу. Под таким названием он и вошел в историю.
Авиаконструктор Константин Калинин.
К-5. В 1930-е этот самолет стал флагманом гражданского флота в стране.

 

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели