Приручивший «царя зверей»
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Приручивший «царя зверей»

20 октября 2011 / просмотров – 2599
Истфакт

Директор и худрук воронежского цирка Борис Бирюков не похож на брутального укротителя, каким рисует образ дрессировщика львов расхожий стереотип. Так сразу и не подумаешь, что этот аристократичный, интеллигентный человек с длинными пальцами музыканта более 40 лет запросто входил в клетку к опасным хищникам. Но, странное дело, даже недолго пообщавшись с ним, вдруг ловишь себя на мысли, что его …хочется слушаться.

Он говорит, не повышая голоса и только по существу. Смотрит прямо в глаза, но от этого открытого, внимательного взгляда не испытываешь дискомфорта. У него точные, грациозные движения – никакой суеты и позы. Во всем его облике чувствуется спокойная уверенность в себе сильного человека. Такую внутреннюю силу особенно чутко ощущают животные. Недаром в бирюковских номерах обладатели «царского статуса» в зверином мире – львы, послушно прыгали через обруч, ходили по наклонному канату и выполняли множество других трюков.
На этой неделе Борис Константинович отмечает 75-летие, хотя в это сложно поверить. Ну никак не ассоциируется спортивный, обладающий мощной энергетикой, Бирюков с таким почтенным возрастом. Не меньше поражает и его цирковой стаж – 65 лет из 75-ти! Про таких артистов говорят «родился в манеже».

Магия циркового оркестра
Бирюков – представитель цирковой династии, корни которой по материнской линии уходят аж в XVIII век! Его отец Константин Павлович создал знаменитый номер «Тройной турник». Юный Боря свои первые шаги в качестве артиста сделал, когда ему не было еще 10 лет. Начал с акробатики и гимнастики. Участвовал в отцовском номере. Выступления турниста требуют большого мастерства, но Борис совершал захватывающие дух перелеты с перекладины на перекладину наравне со взрослыми партнерами. Позже он работал в жанрах клоунады и музыкальной эксцентриады. Кстати, музыке Бирюков учился в Гнесинке. В его арсенале – духовые инструменты, ударные, аккордеон. «В 1950-е у нас была большая семейная программа, – рассказывает Борис Константинович, – мы много гастролировали и в каждом городе обязательно садились поиграть в цирковой оркестр. Для себя – не ради денег. Потому что для исполнителя это лучшая практика».
Сейчас многие цирки в целях экономии отказываются от оркестров. Только не воронежский. «У нас высокопрофессиональные музыканты, – говорит Бирюков, – к сожалению, артисты все чаще приезжают на гастроли с фонограммой. Но тогда я прошу оркестрантов поиграть в фойе. Чтобы люди видели их мастерство».

«Лев – настоящий мужик!»
Почему, проявив себя во многих ипостасях циркового искусства, Борис Константинович в итоге избрал дрессуру? Бирюков говорит: «Братьев меньших» люблю с детства. А львы – особая история. Это мощные, гордые животные. Одно время я работал и с тиграми. Они легче поддаются дрессуре. Тигр труслив. Он делит свою самку. Лев – никогда. Он чувствует себя хозяином положения. Лев – настоящий мужик!»
Повадки данного представителя кошачьих Бирюков изучал в Танзании, наблюдая за прайдом – семейной стаей львов. Ведь именно на воле раскрываются все тонкости звериной «психологии». Кстати, бытующее представление о том, что дрессировщик «ломает» животное, ошибочно. «Мы не убиваем инстинкт хищника, да это и невозможно – поясняет Бирюков. – Мы его притупляем. Как? Если скажу, что только лаской, это будет вранье. Дрессуры совсем без палки не бывает. Ведь даже детей, порой, шлепают в целях воспитания. Но все должно быть в меру! Животные злопамятны. К примеру, слон может вспомнить человека, обидевшего его, по прошествии 10 лет. Нужно искать контакт, подбирать каждому свое амплуа, шаг за шагом приучать к себе, поощрять хорошую работу. Сделал правильно – держи подкормку. Дрессура идет через желудок».

«Злые – самые талантливые»
Смотрим фото. На одном из них Бирюков в обнимку с хищниками, которые совсем по-детски склонили ему на плечи косматые морды. А вот афиша: улыбающийся Борис Константинович держит на шее своего питомца Дакара. Для справки: средний вес льва – около 200 килограммов. Еще снимок: лев на пьедестале, а над ним застыл в грациозном прыжке его собрат. В свое время, когда Бирюков показывал этот номер, один хищник через другого «перелетал» раз 15, и в очень быстром темпе. Повторить подобное потом не смог ни один укротитель.
Легкость, с которой звери проделывают трюки на манеже, – верхушка айсберга. Зритель видит только эффектный результат, за которым стоит самоотверженный труд. Бирюков, уже будучи артистом I категории, много лет стажировался у известной укротительницы Ирины Бугримовой. «Я стоял на защите, – поясняет он. – Вскакивал при малейшей заварухе в клетке, рассаживал животных, и работа шла дальше». У львов при всей их царственности силен стадный инстинкт. Бросится один на дрессировщика, и за ним последует вся группа. В 1976-м во Львове питомцы Бугримовой взбунтовались прямо на манеже. Пришлось ее буквально отбивать у внезапно разъярившихся хищников. После той драматической ситуации дрессировщица решила прекратить выступления. Тогда Борис Константинович полностью обновил львиную труппу и начал работать над своей программой, которая затем завоевала огромную популярность.
Дрессировщик всегда рискует. От ЧП не застрахован даже самый блестящий мастер. «Такова специфика работы, – говорит Бирюков. – Есть более спокойные животные, есть агрессивные. Последних дольше приучаешь к себе. Но, между прочим, злые – самые талантливые».

«Мы были погружены в цирк»
Цирковая жизнь – бродячая. Бирюков изъездил всю Европу, пересекал Атлантику, бывал в Иране, Кувейте, Китае, – да разве все перечислишь? «Помню первую поездку, – делится он. – Мы направлялись по маршруту «Куба–Мексика». Отчаливали из Одессы. Там в порту еще красовался плакат: «Лучший вид отдыха – прогулка по морю». Наша «прогулка» продолжалась 24 дня. Между тем, выяснилось, что меня жутко укачивает. А в районе Азорских островов теплоход попал в 8-балльный шторм. Но, знаете, артисты нашего поколения никогда не зацикливались на подобных трудностях. Мы были погружены в цирк, стремились создавать в нем что-то новое и даже не задумывались, сколько это будет стоить».
Гастролировать Борис Константинович перестал только в 1990-х, когда его назначили руководителем воронежского цирка. В то время это учреждение культуры было в удручающем состоянии. На верхнем этаже разместился вещевой рынок, в подвалах торговали водкой, а когда новый директор стал наводить порядок, к нему пришел объясняться криминальный авторитет. Однако на человека, у которого львы прыгали через обруч, его «доводы» не подействовали. Бирюков торговцев разогнал, обновил оборудование, привлек в Воронеж яркие цирковые программы. Сейчас наш цирк один из лучших в России. Но своих хищных питомцев Борис Константинович не может забыть до сих пор. Ему часто снятся рыжие четвероногие артисты, замершие на тумбах в ожидании его команды…

Из досье «ГЧ». Борис Бирюков родился 22 октября 1936 года в Воронеже. Работал в разных цирковых жанрах. Затем сосредоточил внимание на дрессуре. Создатель знаменитых номеров со львами. Руководил одними из лучших цирковых коллективов в системе «Союзгосцирка и «Росгосцирка». С 1996 года – директор и художественный руководитель Воронежского государственного цирка имени А. Л. Дурова. Народный артист РФ. Кавалер орденов Почета, За службу Отчеству IV степени. Почетный гражданин Ленинского района.
Заповеди укротителя. Бирюков воспитал целую плеяду учеников, которые сейчас с успехом выступают в различных странах. Важнейшими качествами дрессировщика он считает любовь к животным, терпение и готовность к упорному труду. «Цирк – это искусство, требующее таких же энергетических затрат, как спорт высших достижений, – говорит Борис Константинович. А еще он особо ценит способность артиста создать нечто оригинальное: «Не люблю, когда копируют. Всегда нужно стремиться выйти на новый уровень».
Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели