Последняя битва Николая Бурденко
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Последняя битва Николая Бурденко

2 июня 2011 / просмотров – 3828
Истфакт

Основоположник российской нейрохирургии, главный хирург Красной Армии, первый президент Академии Медицинских Наук СССР, лауреат Госпремии, участник четырех войн … Послужной список Николая Бурденко, который в свое время прожил в нашем городе несколько лет, внушает глубокое почтение. Но сам он своими заслугами никогда не кичился, справедливо полагая, что главное дело доктора – лечить. 3 июня со дня рождения Николая Ниловича исполняется 135 лет. Мы решили рассказать читателям «ГЧ» об этом замечательном человеке.

Вундеркинд из глубинки
Когда сыну священника из села (ныне города) Каменка Пензенской губернии, Коле Бурденко исполнилось 5 лет, он по собственной инициативе отправился в земскую школу. Правда, учитель, на урок которого заявился вундеркинд, неожиданный энтузиазм не оценил и вернул мальчугана домой. Но поповский сынишка приходил до тех пор, пока школьное начальство не разрешило ему штудировать науки. Занимался он с удовольствием и затем продолжил обучение в духовной семинарии. Ее Бурденко окончил с отличием и даже получил направление в Петербургскую духовную академию, но выбрал светскую стезю и поступил на медицинский факультет Томского университета (в столичные вузы семинаристу из скромной семьи сельского священника было не просто прорваться). Вскоре юноша определился и с врачебной специализацией – он решил стать хирургом. На выбор повлияли виртуозные операции одного из университетских преподавателей профессора Салищева. К этому талантливому доктору Бурденко относился с большим пиететом и позже признавался в своих воспоминаниях, что всегда руководствовался его напутствием будущим медикам: «Чтобы стать врачом, требуется призвание. Оно заглушит неприятные запахи от язв, поможет преодолеть все невзгоды в труде. Если не чувствуете призвания: уходите». Студент Бурденко призвание чувствовал, но …в 1901 году его исключили из вуза за участие в революционных сходках.

Солдатский Георгий
Бурденко уехал из Томска и поступил на 4 курс Юрьевского университета и … вскоре был вынужден его покинуть по той же причине. Однако медицину не оставил, а отправился в колонию для детей, больных туберкулезом, где проработал почти год. К тому времени университетские преподаватели добились прощения талантливого студента. В итоге он смог продолжить обучение. А потом началась русско-японская война, и Бурденко записался в санитарный отряд. Трудился на перевязочных пунктах, выносил с поля боя раненых, сам получил ранение в руку… В Юрьев он вернулся с солдатским Георгиевским крестом, которым награждали только за мужество в сражениях, а также с отчетами об организации медицинского дела в ходе боевых действий. В них Николай Нилович с горечью констатировал: в одной лишь битве под Мукденом потеряно 25 000 человек, потому что на всю армию была всего тысяча повозок, и напоминал чиновникам слова создателя военно-полевой хирургии Пирогова, которого считал идеалом врача: «Не медицина, а администрация является главной при оказании помощи раненым». Однако отчеты остались под сукном…

На фронтах Первой Мировой
В 1906 году Бурденко получил диплом с отличием и с головой окунулся в работу. К началу Первой мировой он уже признанный хирург и вновь – в боевом строю. Силами Николая Ниловича были организованы госпитали нейрохирургического профиля, работа в которых положила начало его выдающимся открытиям в области лечения черепно-мозговых ранений. В то время с таким диагнозом выживали единицы. Бурденко предложил новый – открытый метод борьбы с ранами мозга, спасший множество жизней. Все военные годы он участвовал в боевых действиях, руководил учреждениями Красного Креста, обучал начинающих врачей, оперировал в полевых лазаретах… Позже, уже после революции, этот опыт позволил составить ему первое «Положение о военно-санитарной службе Красной Армии». Его целью было добиться обеспечения фронтовых врачей самыми современными препаратами и инструментами, благодаря которым они могли бы оказывать максимально быструю помощь.

«Воронежская пятилетка»
Летом 1917 года Николай Нилович перенес контузию и по состоянию здоровья вернулся в тыл. В том же году его назначили заведующим кафедрой хирургии Юрьевского университета, которой в свое время руководил великий Пирогов. Но в 1918-м под давлением немецких интервентов русские преподаватели и студенты покинули вуз. В городе царила русофобия, поэтому учебное заведение было решено эвакуировать в Воронеж. Вместе с другими профессорами в наш город прибыл Николай Нилович. На воронежской земле он провел 5 лет – работал хирургом, преподавал, занимался организацией больничного дела в качестве консультанта губернского здравотдела, вел научно-просветительскую деятельность. В 1920 году по его инициативе было учреждено Медицинское общество имени Н.И. Пирогова. В память о вкладе Николая Ниловича в здравоохранение нашего края его имя было присвоено одной из городских улиц и мединституту – ныне Воронежской государственной медицинской академии.

«Нервная работа»
Исследования Бурденко в эти годы охватывали широкий круг вопросов – профилактику и лечение шока, борьбу с общими инфекциями, язвой, туберкулезом… Но в то же время он все больше сосредотачивается на изучении повреждений нервной системы. Благодаря ему, нейрохирургия (хирургия мозга и нервных стволов) была выделена в самостоятельную научную дисциплину.
В 1923 году выдающегося хирурга затребовали в столицу, где он создал на базе факультетской клиники университета нейрохирургическое отделение, а в 1934 году по его инициативе в Москве был образован первый в мире нейрохирургический институт.
Бурденко открыл возможность оперировать самые глубокие отделы головного и спинного мозга, пересаживать участки нервов. Поучиться у него приезжали ведущие хирурги США, Англии, Швеции. Потом была советско-финская военная кампания и доктор снова отправился на фронт…

«Я преклоняюсь перед волей этого человека»
Когда началась Великая Отечественная, Николаю Ниловичу было 65 лет. Но, назначенный Главным хирургом армии, Бурденко работает в фронтовых госпиталях, организует работу врачей, лично испытывает новые препараты, создает учение о боевой ране… Переправляясь в блокадный Ленинград, он попал под бомбежку и получил контузию, после чего перенес один за другим два инсульта. Сказались прежние травмы и годы крайнего переутомления, но Бурденко переломил недуг и вновь включился в работу. В 1944-м его усилиями в стране была создана Академия медицинских наук, которую он возглавил. Но, спустя два года выдающегося ученого, внесшего огромный вклад в изучение заболеваний мозга, разбил третий инсульт. В том же году его не стало. За 10 дней до ухода из жизни, Николай Нилович (к тому времени уже генерал-полковник медслужбы) написал доклад об огнестрельных ранениях для XXV Всесоюзного съезда хирургов. Прослушав его, один из делегатов сказал: «Я преклоняюсь перед волей этого человека».

Наука и красота. Знаменитый нейрохирург Николай Бурденко (1876 – 1946) был очень разносторонним человеком – свободно говорил на нескольких языках, любил музыку, философию, литературу. Среди написанных им трудов есть работа о творчестве Максима Горького и других, современных ему авторов, а одна из статей носит название «Наука и красота».

Год Бурденко сейчас проходит в Воронежской государственной медицинской академии. Вклад выдающегося врача и ученого в развитие медицины отражает особая экспозиция музея истории здравоохранения, созданного на базе ВГМА. Здесь можно увидеть подлинные документы, фотоматериалы, инструменты полевого хирурга и другие экспонаты, воссоздающие атмосферу эпохи, в которой жил и работал Николай Нилович.
Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели