По следам исчезнувшего монастыря
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

По следам исчезнувшего монастыря

25 мая 2012 / просмотров – 3414
Истфакт
389 лет назад на высоком правом берегу реки Воронеж рядом с крепостью вырос женский монастырь. Спустя годы в городе застучали топоры кораблестроителей и обитель перенесли подальше от верфи. На новом месте она разрослась и процветала не одно столетие. А потом пришли богоборческие времена, и монастырь перестал существовать. Но полностью уничтожить его не удалось. До наших дней дожили редкие островки монашеского быта. Мы отправились по следам исчезнувшей обители.
Нашим гидом стала коренная жительница Воронежа и энтузиастка краеведения Ольга Рудева, с которой мы уже не раз совершали увлекательные прогулки по таинственным закоулкам «старого города». А началось наше путешествие там, где был основан «странствующий монастырь».

В лабиринте частного сектора
Если двигаться от Университетской площади в сторону водохранилища, словно попадаешь в какую-то параллельную реальность. Вместо прямоугольных кварталов – лабиринты частного сектора. Вместо типовых бетонных коробок – разномастные особнячки. Вниз к воде ведут крутые лестничные спуски, а сверху открывается удивительно живописный вид. Из пестрой мозаики домов «выныривает» старинное строение Успенского храма. Чуть дальше виднеется «воронежское море»… В этом царстве одноэтажек, в районе современной улицы Петра Алексеева в XVII веке проходила крепостная стена. За одним из ее участков на плато размещался Покровский Девичий монастырь, образованный в 1623 году. Монастырские строения, как и сама крепость, были срублены из дерева. Обитель опекали донские казаки, делавшие щедрые пожертвования. Жизнь ее обитательниц протекала в молитвах и трудах, пока размеренный ритм не нарушило строительство флота. Рядом выросла «немецкая слобода». На верфи развернулась кипучая деятельность. В итоге в 1702 году монастырь было решено перенести к урочищу Терновая поляна. Теперь там где, когда-то звучали колокола и молебны, стоят старенькие частные дома со своими достопримечательностями. Так, над дверью одного из особнячков (Петра Алексеева, 15) красуется «особая примета» советского времени – ажурный козырек, в центре которого – серп и молот.

Креативная настоятельница
Обитель расположилась на месте нынешней улицы Рабочий городок. В середине XVIII века из «общежитийной», она стала «особожитной». Иными словами, монахини стали жить в отдельных домиках-кельях. К началу XX столетия здесь насчитывалось 257 строений. При монастыре действовали каменный летний Преображенский храм и зимняя (отапливаемая) церковь во имя Антония и Феодосия Печерских; работала больница.
Особая страница в жизни обители связана с игуменьей Смарагдой (сестрой воронежского губернатора Дмитрия Бегичева), управлявшей монастырем с 1836 по 1866 годы. «Говоря современным языком, это была креативная личность, – рассказывает Ольга, – она любила литературу, ее часто навещали поэты. В числе гостей был Никитин, а в 1837 году у настоятельницы гостил Жуковский. В своих воспоминаниях он восхищался ухоженными садиками у келий и уютом, что царил в монастыре». Дом матушки, в котором бывал Жуковский, дожил до наших дней (№ 34). А парк у детсада, что находится неподалеку, местные жители до сих пор называют «садом игуменьи».

«Жилая церковь»
После революции владения обители реквизировала новая власть. Некоторое время монахини соседствовали с железнодорожниками, что поселились в монастырских строениях. В главном храме еще продолжались службы, а в Печерской церкви действовал …рабочий клуб. В 1929 году монашек выгнали из келий, с Преображенского храма сбили крест и водрузили вместо него красное знамя. В день, когда это произошло, настоятельница умерла.
В 1930-е многие сестры подверглись репрессиям. Избежавшие этой участи странствовали по деревням. Часть сестер вернулась в мир, к светской жизни. Перестроенные кельи растворились среди частных домов-новоделов. Преображенская церковь была разрушена, а остатки Печерской (Рабочий городок, 30) превратили …в жилой дом. Это по-своему уникальное для нашего города здание, производит странное впечатление. Окна со старинной лепниной, стены, заросшие диким виноградом, сложенные из красных клейменых кирпичей выглядят как таинственное явление из прошлого. Кажется, откроется дверь, и из дома выйдет женщина в строгом монашеском одеянии. Но рядом с одним из окошек торчит спутниковая тарелка, а с «тылу» к зданию, как скворечник, прилепилась современная пристройка. Теперь здесь иная жизнь. О прежних временах напоминают только старые стены перестроенной церкви, остатки резиденции игуменьи да кусок монастырской ограды у одного из домов.
Заповедный уголок. Покровская Девичья обитель дала неофициальное имя Девичок части города в районе современной улицы Сакко и Ванцетти (бывшей Большой Девиченской). В этом заповедном уголке все дышит историей: что ни дом, то кусочек старинного быта со своей тайной. К сожалению, под натиском «цивилизации» таких уникальных зданий остается все меньше.
Особая реликвия хранилась в Покровском монастыре с конца XIX века – Казанская икона Божьей матери с роскошным окладом, украшенным бриллиантами (дар вдовы одного надворного советника). Эта икона вместе с другими ценностями была изъята у монахинь большевиками в начале 1920-х. О других подробностях из истории обители можно узнать в книге известного историка Александра Акиньшина «Храмы Воронежа».
Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели