По каким законам мы живем 105 лет
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

По каким законам мы живем 105 лет

26 апреля 2011 / просмотров – 1915
Будущее
Парламентаризм в Российской Федерации имеет более долгую историю, чем в дореволюционной России. Царская Дума просуществовала одиннадцать лет, современная российская - уже восемнадцать. Но, не смотря на многочисленные различия, в частности в системе выборов, в количестве депутатов – цели и задачи парламента остаются прежними – формирование и модернизация законодательного поля государства в интересах населения.
В преддверии 105-летия парламентаризма в России мы встретились с депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Сергеем Чижовым. В разговоре с журналистом, Сергей Викторович рассказал об истории парламента, о наиболее значимых на его взгляд законах уже принятых на заседаниях Госдумы в 2010 – 2011 годах. Речь зашла и о планах законодателей, направленных на решение актуальных проблем общества и в целом способствующих развитию экономики страны и росту благополучия граждан России.

– Что такое парламентаризм? Как проходило его становление в нашей стране? Какие на Ваш взгляд существуют различия между Государственной Думой Российской Федерации, Верховным Советом СССР и Думой царской России? Какие изменения претерпел парламент за эти годы?
– Парламентаризм – это политическая модель государственного устройства, которая создана для того, чтобы каждый житель мог влиять на развитие страны, на принимаемые властью решения и законы.
Интересы граждан представляет парламентарий. Это тот человек, кому и в кого люди верят
Он является голосом народа, действует на благо общества и защищает права не только избравших его, но и всего населения государства.
В нашей стране, с её тысячелетней историей парламент появился только в 20 веке. Несмотря на проекты создания законодательных органов во времена Анны I, Екатерины II, Александра I, Александра II, Александра III, отправной точкой реального парламентаризма является 17 октября 1905 года.
На практике же первое заседание Государственной Думы Российской Империи состоялось 26 апреля 1906 года.
Именно манифест Николая II, дал теоретическую возможность народного волеизъявления.
В связи с тем, что парламентаризм для правящих кругов того времени был крайне нежелательным и вводился вынуждено, под угрозой свержения монархии - его становление и развитие происходило с одной стороны в острой борьбе с авторитаризмом и самодержавием, с другой – в противодействии с исполнительной властью.
Даже принимая во внимание то, что к функциям Думы относилось утверждение бюджета государства, в целом она могла принимать только вопросы второстепенной важности, да и те, которые не ограничивали царскую власть. Отчасти проходили согласования и социально значимые законы и решения, касающиеся выделения средств на строительство школ, больниц и приютов. А вот борьба с бюрократизмом и произволом чиновников, а также попытки принять проекты, дающие дополнительные права населению – оканчивались роспуском депутатов. В подтверждении этого говорит и тот факт, что в 1906 - 1917 годах заседали 4 созыва Государственных Думы, но лишь одна из них отработала полный срок.
Основными достижениями Государственной Думы того времени стали решения о модернизации русской армии, о восстановлении, после войны с Японией Тихоокеанского флота, о строительстве современных кораблей на Балтийском и Черном морях, а также об увеличении расходов на армию с 1907-го по 1912 год более чем на 50%. Но самым главным, причем принятым I созывом, проработавшим всего 72 дня, было решение об отмене смертной казни.
Несмотря на Октябрьскую революцию, которая дала власть народу, Советский период в плане развития парламентаризма, в принципе, во внимание можно не принимать – выборы в Верховный Совет СССР были формальными, да и сам законодательный орган занимал подчиненное положение, уступив приоритет вождю и партийно-политическим органам руководства государства. В какой-то степени, такой порядок сформировался под влиянием диктатуры Иосифа Сталина и под давлением проводимых им политических репрессий. Ярким примером этого являются последствия XVII съезда ВКП (б) 1934 года - из 139 избранных на съезде членов и кандидатов в члены Центрального Комитета партии было арестовано и расстреляно 98 человек, то есть 70 процентов. После этого уже неудивительно то, что за период с 1930 по 1988 г. Верховным Советом СССР на сессиях было принято лишь 1% ото всех действовавших в стране законов – в основном он утверждал решения, введенные в действие указами Президиума Верховного Совета СССР.
За многолетнюю историю, многое изменилось и в плане политического положения парламента, и в плане избирательного плана граждан
Однако в Советское время все же зародились некоторые современные парламентские устои. Это избрание и периодическое обновление Верховного Совета, которые способствовали укреплению идеи прямого народного представительства. Это и обязанность депутатов регулярно отчитываться перед избирателями и отвечать на просьбы и решать их проблемы. За неисполнение и в равной степени ненадлежащее исполнение своих обязанностей депутат мог быть отозван.В своей работе современная Государственная Дума использует и накопленный положительный опыт предыдущих заксобраний и свойственные демократическому государству аспекты, такие как осуществление, посредством Счетной Палаты, полномочий по контролю за финансовой деятельностью Правительства, учреждение института Уполномоченного по правам человека, также имеет место укрепление законотворческой роли – отныне только с ее одобрения могут приниматься федеральные законы, в том числе и конституционные. Кроме того, у Государственной Думы появились реальные рычаги воздействия на исполнительную власть, такие как импичмент и вотум недоверия. Существенно расширены полномочия представительного органа и в сфере назначения высших должностных лиц государства. Это касается Председателя Правительства, Генерального прокурора, Председателя Центробанка и судей высших судебных органов.
Модернизация федерального законодательства в данный момент масштабна
– Сергей Викторович, о процессе реформирования законодательства в последнее время много говорят и много спорят. Сторонники стабилизации в этой сфере приводят в пример страны Европы и США, где изменения законов происходят редко. Приверженцы модернизации законодательного поля нашего государства – ссылаются на политические и экономические изменения, происходящие в стране. На Ваш взгляд, каковы причины происходящих изменений?
– Действительно модернизация федерального законодательства в данный момент масштабна. За 2010 год в Государственной Думе нами было рассмотрено более 1000 проектов нормативных актов, из которых в итоговом третьем чтении была принята половина. А в 2011 – уже внесено свыше 300 законопроектов. Но это не говорит о том, что ранее действовали не правильные и ошибочные законы. Внесение изменений в законодательство проводится в ряде случаев.
Во-первых, когда закон становится не соответствующим международным договорам и соглашениям. Ярким примером служит Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. Его создание потребовало внесение корректировок не только в таможенный кодекс, но и в ряд других федеральных законов. Я был одним из авторов проекта, согласно которому изменения вносились сразу в 32 федеральных закона.
Во-вторых, для улучшения положения населения – к примеру, уже несколько раз вносились поправки в закон о так называемом материнском капитале, которые позволили расширить возможности применения выделяемых государством средств.
В-третьих - при стимулировании развития промышленности, бизнеса, науки, инвестиций, благотворительности. Здесь примерами могут служить - известный многим закон об инновационном центре «Сколково», пакет законов, направленных на совершенствование Налогового кодекса, в части снижения налоговой нагрузки на средний и малый бизнес и т.д.
В-четвертых, Российская Федерация – молодое демократическое государство, в котором продолжается укрепление партийной и избирательной системы, что естественным образом требует изменений. Кроме того, Россия продолжает путь интеграции в быстро меняющуюся мировую экономику, и это ставит новые задачи перед национальным законодательством.
Для нашей страны характерна ещё одна, пятая причина, которую Владимир Путин озвучил так – «Над законами думают тысячи людей, а над тем, как их обойти, думают миллионы». По данному пункту, могу привести как пример, подготовленную мной инициативу по внесению изменений в кодекс об административных правонарушениях, принятие которой лишит возможности водителей, повторно задержанных за управление транспортным средством в состоянии опьянения, избежать наказания в полной мере, используя лазейку в законе. Какую именно – пока озвучивать не буду, чтобы ни в коей мере не поспособствовать правонарушителям.
Ориентиром в работе любого депутата и Думы в целом является развитие нашего государства, повышения уровня жизни и обеспечение безопасности каждого его гражданина

– Существуют ли приоритеты в принятии тех или иных законов?
– Как член партии «Единая Россия», могу сказать, что деятельность нашей фракции в Государственной Думе была сосредоточена на законодательном обеспечении Концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года, то есть на решении стратегических задач, в частности связанных с модернизацией экономики, развитию демократических институтов, а также преодолению последствий мирового финансового кризиса. Особое внимание уделялось решению актуальных для граждан социальных вопросов. Как Вы видите - на лицо комплексный подход к развитию государства.
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели