«Несчастливые люди опасны»
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

«Несчастливые люди опасны»

6 февраля 2012 / просмотров – 2308
Будущее
Эту формулу, основанную на том, что зло – воспроизводимо, вывел Иоганн фон Гете. Именно по его трагедии «Фауст» режиссер Александр Сокуров создал одноименный фильм. Картина, завоевавшая на 68-ом Венецианском кинофестивале «Золотого льва», выйдет в прокат 9 февраля. Закрытый показ для представителей СМИ в кинотеатре «Люксор» уже состоялся. Поэтому сегодня мы расскажем вам о том, какое впечатление произвел «Фауст» Сокурова на корреспондентов «ГЧ» и что думают об этой работе кинокритики.
В предвкушении шедевра мы погрузились в мягкие кресла, расслабились и затаили дыхание. Но эйфория длилась недолго. На экране появился патологоанатом Фауст, который со страстью мясника разделывал труп. Сердце, потроха, селезенка, поникшие половые органы – все крупным планом. Кровавые руки, исследующие внутренности человека в поисках души. Первое желание – закрыть глаза, а лучше сбежать из зала. Приступ тошноты, как мне кажется, накрыл как минимум половину зрителей. Но никто не смог пошевелиться, заворожено, пусть и с отвращением, наблюдая за развитием событий.

Инструкция по восприятию
Александр Сокуров – безусловно, талантливый режиссер, обладающий неповторимым стилем. «Фауст» – стопроцентное фестивальное кино. Поймут ли, а главное примут ли его, те, кого годами потчевали «резиновыми» сериалами, «Елками», «Баблом» и «Любовью-Морковью»?
«Этот фильм нуждается в отдельном вдумчивом просмотре, – уверен журналист Сергей Сычев. – «Фаусту» нужно посвятить вечер. Перечитать перед этим Гете. Пересмотреть предыдущие картины тетралогии. Устроиться в кресле и без спешки и суеты погрузиться в этот особый мистический мир. Фильмы Сокурова иногда мучительно смотреть, но их уже на следующий день хочется их пересматривать, и не единожды».
Как ни странно, после шокирующего начала повествование пошло ровно, без рывков и перепадов, с философской глубиной и обилием двойников, мрачно, но в то же время с тонким юмором под музыку продюсера Андрея Сигле.

Депрессивный провокатор и вдохновенный пошляк
По словам Сокурова, его «Фауста» нельзя назвать экранизацией произведения Гете, скорее это «прочтение между строк».
Единственный, кто верит в существование души – ростовщик Мефистофель. Поэтому, по сути, договор, который заключает с ним Фауст, бессмыслен. Главный герой просто пытается достичь своей цели, удовлетворить алчность и похоть. Он расписывается кровью и волнуется отнюдь не за последствия сделки, а за грамматические ошибки, допущенные его душеприказиком.
Европейская киноакадемия внесла Александра Сокурова в список «100 важнейших режиссеров мирового кино»
«Сам черт не разберет, кто из этих двоих депрессивный провокатор, а кто вдохновенный пошляк,– рассуждает киновед Михаил Ямпольский. – Фауст, решившийся на преступление ради минутного удовольствия, выходит за рамки этики и становится…Мефистофелем. Черту же, с прыткостью современного психоаналитика толковавшему комплексы интеллектуала, самому теперь требуется наставник и утешитель».

Замкнутый круг
«Тетралогия – это кольцо, по которому можно ходить. Развитие должно быть в головах, – поясняет Сакуров. – К сожалению, ни исторический, ни гуманитарный опыт большую часть людей ничему не учит. Ведь все уже было – и крестовые походы, и Первая мировая, и вот опять. Казалось бы, процветают образование, гуманитарность, парламенты. Но вновь бомбят, вновь убивают».
«Фауст» – последняя часть тетралогии Александра Сокурова о природе власти. Центральные персонажи первых трех картин – исторические лица: Адольф Гитлер («Молох», 1999), Владимир Ленин («Телец», 2000) и японский император Хирохито («Солнце», 2005). Символический образ Фауста завершает ряд «игроков», одержавших фиаско в своих главных жизненных «партиях». Хотя в данной портретной галерее он как будто бы не уместен. Что общего у этого героя с реальными фигурами, вознесенными на недосягаемые вершины? Видимо, любовь к словам, в которые так легко верится, и патологическая не счастливость.
Ольга Ласкина
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели