Каждый день одновременно на нескольких театральных площадках проходили спектакли, концерты, литературные чтения, выставки. Более 20 тысяч воронежцев смогли соприкоснуться с искусством мирового уровня. Всего было реализовано почти 16 тысяч билетов (из-за отмены второго спектакля «Калигула» окончательная цифра снизилась до 15 тысяч), на продаже удалось выручить 11 миллионов рублей – больше, чем ожидала дирекция.
Но самый главный результат – Платоновский фестиваль вызвал живой интерес воронежцев к культурной жизни, творчеству Андрея Платонова, познакомил с шедеврами и новаторскими постановками, культовыми личностями и молодыми талантами. Не смотря на то, что в завершение фестиваля пришлось внести некоторые корректировки, это никак не повлияло на общее впечатление и на мнение, что Платоновский фестиваль удался, а первый блин не оказался комом!
Ужасающая красота
Накал страсти, эмоций, безумия – одним словом «Калигула». Этот спектакль, тяжелый и нагнетающий, погрузил воронежцев на четыре часа в сложность и парадоксальность души императора Гая Цезаря, вошедшего в историю как один из самых сумасбродных и беспощадных правителей.
Когда на сцену вышел исполнитель главной роли Евгений Миронов, зал не смог сдержать аплодисментов. И это объяснимо: актер настолько блестяще «вжился» в своего героя, так тонко и точно подметил всю бездну отчаяния, которая переполняла Цезаря, что многие театральные специалисты называют именно эту роль его лучшей работой. Миронов показывает мученика, сжигаемого страстью к истине, затерянного в одиночестве и безумии, стремящегося достичь невозможного.
Эта постановка по-настоящему взволновала зрителей. После «Калигулы» остаются двойственные чувства: с одной стороны восторг от непревзойденной игры актерского ансамбля, а с другой – угнетение и задумчивость. Но это объяснимо: Цезарь – настолько парадоксальная и колоритная историческая фигура, что на его мучения, духовную жажду совершенства невозможно смотреть равнодушно. Это ужасно, и именно поэтому спектакль так прекрасен!
Фантастическое представление
Финальным аккордом Платоновского фестиваля стало выступление Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (Москва) со спектаклем «Шедевры современной хореографии». В нем представлены миниатюры выдающихся балетмейстеров современности – Начо Дуато, Йормы Эло, Иржи Килиана. В числе участников постановки оказалась и выпускница Воронежского хореографического училища Анастасия Першенкова. Она окончила училище в 1996 году и сделала карьеру на сцене театра имени Станиславского.
Для того, что спектакль получился ярким и красочным, а зрители смогли получить истинное наслаждение, московский театр привез с собой световое оборудование и даже пол для сцены. Всего в Воронеж приехали более ста человек – солисты, музыканты оркестр, технический персонал.
Под великую музыку Моцарта и Вивальди на сцене театра оперы и балета развернулось прекрасное и завораживающее действо: классика смело и ярко перемешивалась с движениями модерна, акробатическими трюками и юмористическими сценками. Четко, синхронно, отточено – труппа поражала зрителей своим профессионализмом.
Три мини-спектакля, три истории, три совершенно разных по настроению и исполнению хореографических сюит. Динамичные движения сменялись легкими и воздушными прыжками с «зависанием» в воздухе. При минимуме декораций такой современный балет не оставил ни одного равнодушного зрителя. А в финале море мыльных пузырей разноцветной волной обрушились на артистов, что вызвало неописуемый восторг публики. Никто не хотел уходить. С улыбкой удовлетворения на лице воронежцы на протяжении 10 минут не отпускали Музыкальный театр со сцены – каждый стремился отблагодарить гостей громкими аплодисментами за фантастическое представление.
Все еще будет!
Платоновский фестиваль настолько четко вплелся в канву жизни города, что население стало воспринимать это событие, как нечто неотъемлемое, то, что всегда было и, конечно же, будет. На торжественном закрытии губернатор Воронежской области Алексей Гордеев подтвердил: «Пройдет год, и Воронеж станет местом проведения Второго Международного Платоновского фестиваля. До встречи на фестивале–2012!»
Мероприятие следующего года, по словам директора Михаила Бычкова, будет провокативнее, полемичнее первого. Воронежцы увидят «спорные» шедевры и откровенно экспериментальные работы. Во второй раз все должно получиться легче: в этом году с начала июня дирекция фестиваля работала практически круглосуточно, но в итоге успешно справилась с организацией грандиозного форума. «За всю жизнь я не слышал столько раз слово «спасибо», сколько за последние две недели, – признался Михаил Бычков. – Для меня это очень важно, значит, мы занимались нужным делом и будем работать дальше!»
Пик посещений сайта platonovfest.com пришелся на 4–6 июня, когда ежедневно на портал заходили более девятисот человек. Вторая волна пришлась на 13–15 июня, тогда фиксировалось до 500 посещений в день. 17 июня наступил спад. Львиная доля посетителей – воронежцы – 82 %. В то же время фестивалем интересовались жители Москвы, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Самары, Санкт-Петербурга, Липецка, Краснодара, Хабаровска, Екатеринбурга, Казани, Тулы, Саратова, Новосибирска. А также пользователи из Украины, Германии, США, Франции, Латвии, Белоруссии и Великобритании.
Писатель Борис Екимов, побывав в ТЮЗе на спектакле театра «Глобус» «Возвращение», отметил, что в зале царила такая чуткая тишина, такая атмосфера сопереживания, что он искренне порадовался за Воронеж. «Город, в котором такие люди, – живой. И у него есть будущее».