«Крестоносец марксизма»
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

«Крестоносец марксизма»

8 марта 2016 / просмотров – 2539
Истфакт

В конце XIX века одним из учеников Воронежской военной гимназии был Георгий Плеханов. Любопытно, что именно в этом учебном заведении будущий революционер познакомился с запрещенной цензурой литературой и проникся «крамольными идеями»…

Кузница военных кадров
Плеханов родился в 1856 году, в небогатой дворянской семье в Тамбовской губернии. Его отец и братья были офицерами. Вдохновленный их примером, мальчик зачитывался книгами о сражениях и мечтал стать великим полководцем.
В 1868-м юного Георгия приняли в военную гимназию в Воронеже – так тогда именовался знаменитый дореволюционный Михайловский кадетский корпус, где в разное время учились изобретатель трехлинейки Сергей Мосин, создатель электрической лампочки Александр Лодыгин, летчик-ас Александр Козаков. Поначалу Плеханов готовился к будущей службе с энтузиазмом, но затем все чаще стал задаваться вопросом – а верный ли он выбрал путь?
Тайное чтение
Сомнения подпитывали запрещенные книги, которые тайно передавали друг другу школяры. О том, какие настроения царили в учебном заведении, Плеханов позже рассказал в статье, посвященной знаменитому русскому поэту:* «Я был тогда в последнем классе военной гимназии. Мы сидели после обеда (…) и читали Некрасова. Едва мы кончили «Железную дорогу», раздался сигнал, звавший нас на фронтовое учение. (…) Когда мы начали строиться, мой приятель С. подошел ко мне и прошептал: эх, взял бы я ружье и пошел бы сражаться за русский народ!»
Ребята сочувствовали угнетенному положению простых людей и задумывались о том, как улучшить ситуацию в обществе. Для юного Георгия это стало вопросом, изменившим его судьбу. В 1873 году он получил право продолжить обучение в столичном военном училище, но подал рапорт об освобождении от службы. В 1874-м Плеханов блестяще сдал вступительные экзамены в Горный институт, но и там надолго не задержался. Молодой человек оставил его ради революционной деятельности.
Как юные идеалисты «ходили в народ»
1870-е стали в России периодом особого общественного подъема. Именно тогда в стране распространилось движение молодежи, которое вошло в историю как «Хождение в народ». Его участники селились среди крестьян, устраивали собрания, на которых рассказывали о революционных идеях, пытались поднять людей на восстание. Действия подпольщиков координировала нелегальная организация «Земля и воля», активным деятелем которой стал Плеханов.
Между тем, тактика народников оказалась малоэффективной. Разговоры о социалистическом будущем, когда «все будет общим», крестьян не вдохновляли. Не дремали и стражи порядка. В различных уголках империи начались аресты.
С задержанными жандармы не церемонились. Как впоследствии писала революционерка Анна Прибылева-Корба: «Во многих тюрьмах режим был ужасен и приводил часто к скоротечной чахотке, к самоубийствам и иногда умопомешательству». Чтобы привлечь внимание к тому, что творилось в казематах, было решено организовать публичную акцию.
«То ли государь приехал, то ли поляки восстали»
6 декабря 1876 года в Петербурге на площади у Казанского собора собралось, по разным данным, от 200 до 500 человек. В основном, это были студенты, кроме того, присутствовали рабочие. Акция должна была привлечь широкое внимание, но горожане, наблюдавшие за митингом, даже не сразу поняли, в чем дело. Очевидцы позже вспоминали, что прохожие выдвигали разные версии – «то ли государь приехал, то ли поляки восстали…»
На этом собрании произнес пламенную речь 20-летний Плеханов, закончивший свое выступление словами «Да здравствует свобода!» К тому времени подоспели полицейские. Между ними и протестующими начались столкновения. Оратору тогда удалось избежать застенков чудом – его отбили демонстранты, дав возможность скрыться. Но 21 участник акции оказался под следствием. Пятеро обвиняемых получили от 10 до 15 лет каторги, остальных приговорили к разным срокам заточения и ссылки.
Воронежский «пикник»
Постепенно в народнической среде начала зреть идея о необходимости ужесточения революционных методов. В «Земле и воле» сформировалась группа приверженцев террора, которая требовала пересмотра программы действий организации. В июне 1879 года было решено провести съезд, чтобы урегулировать разногласия. Для нелегального «форума» выбрали Воронеж.**
Заседания проходили с 18 по 21 июня под видом пикников в Ботаническом саду (район «Динамо») и в Архиерейской роще (станция юных натуралистов). В ходе дискуссий верх одержали сторонники экстремистской тактики во главе с Андреем Желябовым. Что касается Плеханова, то он настойчиво выступал против экстремизма и покинул съезд в знак протеста, когда террор был включен в программу землевольцев.
Цепная реакция
Вскоре «Земля и воля» распалась на две организации – «Черный передел», стоявший на прежних позициях, и «Народную волю», которая развернула кровавую охоту на Александра II. 1 марта 1881 года российский самодержец был убит, но население империи не поднялось на революцию, как на то надеялись террористы. Более того, они своими действиями поставили крест на реформах, которые могли произойти в государстве. Дело в том, что за несколько часов до своей гибели император одобрил проект первой конституции. 4 марта его должен был утвердить Совет Министров, но власть унаследовал консерватор Александр III. В итоге с преобразованиями было покончено…
37 лет на чужбине
Еще до этих скорбных событий – в 1880 году Плеханов был вынужден уехать по чужим документам в Швейцарию. На Родине он был известен как видный вожак «смутьянов»; за ним охотились жандармы…
В эмиграции Георгий Валентинович провел долгих 37 лет, все это время продолжая вести революционную деятельность. В 1883-м он основал российскую марксистскую организацию «Освобождение труда». Объединение действовало в Женеве. Его целями было изучение и пропаганда взглядов автора «Манифеста коммунистической партии». Кстати, это программное произведение на русский перевел опять-таки Плеханов.
Предупреждение старого революционера
Лев Троцкий называл Плеханова «первым русским крестоносцем марксизма». Высоко оценивал его деятельность и Владимир Ленин, хотя они серьезно разошлись в оценках бурных общественных процессов начала XX века.
После свержения монархии в феврале 1917-го Плеханов смог вернуться на Родину, но последовавшие за этим события он не принял. Георгий Валентинович считал, что «русская история еще не смолола той муки, из которой со временем будет испечен пшеничный пирог социализма». После октябрьского переворота он писал: «Рабочий класс еще не может, с пользой для себя и для страны, взять в свои руки всю полноту политической власти. Навязать ему такую власть – значить толкать его на путь величайшего исторического несчастия». Однако предостережение не было услышано. А в 1918-м Плеханова не стало. К тому времени в России уже вовсю пылала Гражданская война…

*Статья «Н.А. Некрасов», была впервые издана в Женеве к 25-летней годовщине смерти поэта.
**За несколько дней до него сторонники радикальной тактики провели тайную встречу в Липецке, где решили настаивать на своей позиции.

Два мыслителя
Мать Георгия Плеханова Мария Федоровна была внучатой племянницей Виссариона Белинского. Сам Георгий Валентинович высоко ценил произведения знаменитого критика и посвятил его творчеству цикл статей.

Противник «пораженчества»
В годы Первой мировой Плеханов выступил с критикой позиции большевиков, выдвинувших лозунг «превращения войны империалистической в гражданскую». Он был убежден, что все классы должны сплотиться для борьбы с агрессором.

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели