«Картина маслом», или История одного заблуждения
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

«Картина маслом», или История одного заблуждения

15 октября 2012 / просмотров – 16700
Истфакт
Кто не слышал выражение: «Картина Репина «Приплыли»? Эта фраза, намекающая на некий конфуз, уже стала частью народного фольклора. А между тем знаменитый живописец такого полотна вовсе не создавал. Хотя произведение, породившее поговорку, действительно существует. Его автор – другой замечательный художник, наш земляк Лев Соловьев.
Неожиданная встреча
В основе сюжета картины – на первый взгляд совершенно бытовая сцена: женщины устроили купание в реке. Кто-то из них еще раздевается, кто-то уже во всей обнаженной красе заходит в воду. Но чуть поодаль изображены …три оторопевших монаха в лодке, которую принесло к купальщицам коварное течение. Иноки помоложе так и застыли с веслами в руках, словно не зная, как реагировать на неожиданную встречу. А пожилой пастырь добродушно улыбается, дескать: «Ну вот, приплыли!»
Этот холст, пронизанный мягким юмором, был написан Соловьевым в 1870-е годы и носит название «Монахи. Не туда заехали». В советское время волею судеб он оказался в музее города Сумы. Картина экспонировалась рядом с работами Ильи Репина. Данное соседство и породило путаницу в «массовом сознании». Но вернемся к настоящему автору холста. Ведь «Монахи» – далеко не единственный образец его творчества! Кисти Соловьева принадлежат прекрасные жанровые полотна и выразительные портреты. Более того, он много лет занимался педагогической деятельностью и дал путевку в жизнь знаменитым художникам. В нынешнем году исполнилось 175 лет со дня рождения этого замечательного человека.

Пастух-живописец
Лев Григорьевич Соловьев (1837 – 1919) родился в слободе Лушниковка Острогожского уезда, в простой крестьянской семье. Свою трудовую биографию начал еще в детстве – маленькому Леве довелось быть и пастухом, и поводырем для слепых. Тогда же паренек почувствовал тягу к живописи. Позднее художник вспоминал, что он с малых лет все время что-то зарисовывал, пользуясь за неимением красок углем и мелом. Данные опыты приметил заезжий иконописец и забрал талантливого самоучку с собой в Воронеж. Здесь он трудился в мастерской и активно занимался самообразованием. Позже жажда новых знаний привела молодого человека в Петербург. Соловьев посещал уроки в Академии художеств в качестве вольнослушателя. Живописные опыты самородка из народа благосклонно оценивали знатоки искусства. Его произведения неоднократно экспонировались на выставках Императорского общества поощрения художников…
В Северной Пальмире Соловьев провел шесть лет. Однако суетливая столичная жизнь оказалась ему не по нраву, и в 1878 году он вернулся в Воронеж.

«Всемирная грамота человечества»
В свое время Лев Григорьевич был очень известным в нашем городе человеком. Он писал лики святых и расписывал храмы по заказу Воронежской епархии, преподавал иконопись в семинарии. Кстати, известно, что на праздновании полуторвекового юбилея учебного заведения в церкви Иоанна Богослова была выставлена особая «световая икона» кисти Соловьева (очевидно, он выполнил ее на стекле).
Кроме того, художник сотрудничал с газетой «Дон» и другими изданиями: писал статьи о живописи, выступал с обзорами выставок. А в начале 1890-х открыл Частные рисовальные классы, что позже выросли в целую школу. Причем уроки в ней велись совершенно бесплатно! Таков был жизненный принцип Соловьева, видевшего в творчестве Божий дар, который люди призваны развивать в себе и бескорыстно передавать другим. Свое понимание духовных задач художника Лев Григорьевич описал в статье «Живопись и рисование». Он называл изобразительное искусство «всемирной грамотой человечества, научающей …читать живую книгу вселенной». А Воронежская бесплатная рисовальная школа, основанная Соловьевым и такими же подвижниками – супругами Пономаревыми, должна была по мысли создателей стать центром просвещения и «нравственного братского сотрудничества» учеников.
В детстве Соловьеву довелось быть и пастухом, и поводырем для слепых…
Здесь приобрели первый опыт выдающиеся мастера живописи Александр Бучкури, Павел Шмаров, Елена Киселева, Александр Куприн и многие другие. После революции на базе школы открылись Воронежские свободные художественные мастерские, вокруг которых тогда «крутилась» вся творческая жизнь города.

Дом с секретом
Особая история связана с домом Соловьева, который находился на улице Консисторской (ныне – Фрунзе). Деревянный особнячок до наших дней не дожил, но сохранились его описания и, судя по ним, это было настоящее культурное явление! Вот что рассказывал о нем в 1902 году читателям журнала «Новое дело» писатель и публицист Евгений Марков: «…деревянный домик, наполовину вросший своим кирпичным нижним этажом в глинистый косогор обрыва, …садик, набитый в беспорядочной тесноте фруктовыми и тенистыми деревьями, никогда не запертая калитка… Открыли дверь – и сами себе не верите. Вы в музее, в картинной галерее. Начиная с прихожей во всех комнатках, на всех стенах, во всех простенках этюды, рисунки, масляные картины; висят, стоят, лежат в тесноте бесхитростной студии, среди полотен, палитр, мольбертов и гипсовых фигур». Именно в этом домике-музее художник проводил свои первые занятия с учениками.

Борец со смертью
Лев Григорьевич прожил долгую, интересную жизнь и до последних дней сохранял верность своему идеалу творца-подвижника. Эту светлую и бескорыстную любовь к искусству в свое время тонко подметил выдающийся философ, один из родоначальников русского космизма Николай Федоров. Он был дружен с Соловьевым, посещал его дом и даже посвятил хозяину удивительного особнячка на Консисторской статью. Там есть такие слова: «Созидатель этого музея …поставил себе целью «спасать от смерти, что можно»… Он как бы всех желает сделать рисующими, живописующими, как бы оживляющими, спасающими от смерти. Это человек не XIX, а XX века, …постоянно работающий для будущего».
Самым лучшим методом в живописи Лев Соловьев считал рисование с натуры. Только эта «манера», по мысли художника, дает возможность отразить живые впечатления и всемерно способствует рождению неповторимого стиля. Соловьев писал: «Раскрытая книга природы перед очами разума человеческого всегда была, есть и будет единственным, ничем незаменимым первоисточником для всех существующих наук и искусств».
Особенно живописцу удавались сюжетные картины и портреты. Его основные работы: «Транспарант в память 200-летия Петра I», «Альбом иллюстраций к произведениям Н. А. Некрасова», «Кустарь-сапожник», «Воронежская Гретхен», «Тряпичник-меняла», «Сельский базар», «Гибель Викулиной рощи». Несколько этюдов Соловьева находятся в Государственном Русском музее и одна жанровая картина представлена в Третьяковской галерее. Большое собрание произведений хранится в областном художественном музее имени Крамского.
Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели