Госдума совершенствует механизм госзакупок

22 сентября 2017 / просмотров – 310
Закон

20 сентября на очередном пленарном заседании депутаты Госдумы одобрили в первом чтении поправки в закон о контрактной системе, которые устанавливают возможность уменьшения размера обеспечения исполнения контракта.

Институт обеспечения исполнения обязательств по государственному контракту выступает эффективным способом препятствия для допуска к торгам недобросовестных поставщиков, что, прежде всего, защищает бюджетные средства.

На сегодняшний день существует два способа обеспечения исполнения госконтракта, которые страхуют заказчиков на случай недобросовестного исполнения обязательств подрядчиком. Первый – это предоставление банковской гарантии. Этот документ может дать только финансовый институт из перечня Минфина и Центробанка. Предоставлять гарантии может банк, который характеризуется устойчивым финансовым положением, не требует процедуры финансового оздоровления, соблюдает все необходимые банковские нормативы, имеет соответствующую лицензию на осуществление банковских операций, а также собственный капитал в размере не менее 1 миллиарда рублей.

Наличие предоставленной банковской гарантии свидетельствует о платежеспособности исполнителя и закрепляет обязательства финансового учреждения выплатить определенную сумму, указанную в договоре, в случае недобросовестного исполнения работы фирмой, выигравшей тендер. Банковская гарантия обязательно безотзывная, и срок ее действия превышает срок заключаемого государственного контракта минимум на месяц.

Во втором случае – исполнитель заказа перечисляет денежные средства сразу на счет заказчика, как бы в качестве залога. В распоряжении последнего эти деньги остаются до момента исполнения всех обязательств по контракту. Возврат обеспечения происходит после подписания Акта выполненных работ между исполнителем и заказчиком.

Однако предоставление любого обеспечения обременительно для поставщика, поскольку для этих целей преимущественно используются оборотные средства компании. Их внесение тормозит хозяйственную деятельность. На сегодняшний день в законе не прописана возможность изменять размер обязательств банка по ранее выданной банковской гарантии, даже если поставщик частично выполнил свои условия контракта. К примеру, если договором предусмотрены этапы исполнения, и ряд этапов выполнен.

Законопроект, подготовленный по поручению Президента РФ Владимира Путина, призван оптимизировать процедуру проведения госзакупок. Если речь идет о банковской гарантии, то по мере исполнения контракта будут сокращаться обязательные резервы банка. Это повлечет снижение вознаграждения финорганизации по предоставленной гарантии, а также позволит высвободить поставщикам (подрядчикам, исполнителям) дополнительные финансовые ресурсы и направить их на развитие хозяйственной деятельности.

Если компания пошла по второму пути, то средства, перечисленные на счет, будут также возвращаться заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) и снова могут быть использованы им в работе.
Размер обеспечения исполнения контракта будет уменьшаться пропорционально стоимости выполненных работ до полного исполнения контракта. Однако оговаривается необходимость отсутствия предъявляемых поставщику претензий.

Депутаты подчеркивают, что Правительство РФ определит перечень случаев, на которые предусмотренный законопроектом механизм не будет распространяться.

Напомним, в этом году Госдума уже реализовывала ряд решений, направленных на совершенствование контрактной системы. Например, принят закон, который дает заказчикам право закупать юридические услуги у единственного исполнителя, аналогичное решение принято в отношении организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Теперь такие учреждения смогут приобретать личные вещи для своих воспитанников у единственного поставщика, что ранее было невозможно в связи с противоречиями в законодательстве.

Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели