Большая перемена. Какие нововведения ждут российское образование?
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Большая перемена. Какие нововведения ждут российское образование?

22 января 2013 / просмотров – 21686
Будущее
С 1 сентября 2013 года вступает в силу один из самых резонансных законов, принятых за последние годы – «Об образовании». По словам экспертов, его нормы будут конкретизироваться в соответствующих документах. Так что еще предстоит серьезная работа. Однако первые выводы можно делать уже сейчас.

Слухи и гарантии

Ни для кого не секрет, что в стадии обсуждения проект закона вызвал бурные споры и породил различные слухи. В частности, многие опасались, что учеба фактически перейдет на «платные рельсы». В действительности закон гарантирует «общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые». Причем, по словам экспертов, положение об общедоступности среднего профобразования прежде прописано не было.

Кроме того, комментируя новый закон СМИ, статс-секретарь – заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк особо отмечает: в случае, если учебное учреждение по какой-либо причине заменяет занятия, которые должны проводиться за счет бюджетных средств, «платными часами», это является грубейшим нарушением. В отношении руководителей, их допустивших, будут применяться жесткие меры ответственности.

Духовная составляющая

Немало говорилось и о том, что документ чуть ли не введет Закон Божий в школах. Между тем, об обязательном изучении религии там речь вовсе не ведется. Хотя формулировка используется достаточно обтекаемая, что, видимо, и породило опасения.

В частности, сказано, что «в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры РФ… об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, дисциплины, курсы». Выбор предметов – за родителями (законными представителями) школьников.

Особый статус

Впервые на самом высоком законодательном уровне введено положение, декларирующее: «в Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе». Далее раскрывается его суть: учителям предоставляются «права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышения социальной значимости, престижа педагогического труда». Кроме того, в статье закона, посвященной финансовому обеспечению государственных и муниципальных образовательных услуг, зафиксировано, что нормативные расходы на оплату труда педагогических работников не могут быть ниже уровня средней заработной платы в субъекте Федерации.

На новом уровне

Закон корректирует систему с учетом Болонской декларации и международных стандартов. При этом в вузовском образовании появился новый уровень – подготовка кадров высшей квалификации. А вот начальное профобразование как уровень теряет свою «особость». Оно теперь включено в СПО, предполагающее подготовку специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих.

Изменится содержание основной льготы для абитуриентов вузов, имеющих преимущества при зачислении. Ранее таковой было поступление в учебное заведение. Теперь предусматривается квота для детей-инвалидов и других категорий учащихся с ограниченными возможностями в пределах 10%. Остальные льготники получают право пройти бесплатное обучение на подготовительном отделении вуза (один раз).

Дошкольное образование становится частью общего образования, регулируется федеральными государственными стандартами и отделено от «присмотра и ухода за детьми». Многие беспокоятся, по поводу того, чем обернутся перемены. Ведь прежде родители должны были платить не больше 20% реальной стоимости содержания малыша в детсаду. А как будет теперь? Эксперты Минобразования, давая СМИ разъяснения, обнадеживают: на самом деле и сейчас родители платят «за присмотр и уход», а оказание образовательных услуг бесплатно; закон не посягает на существующий порядок.

Право на уникальность

Признана особая специфика учебных заведений, реализующих образовательные программы для детей с выдающимися способностями в области музыки, хореографии, изобразительного искусства. Прежде эти особенности не были законодательно закреплены, что порождало массу трудностей. Только один пример. Артисты балета фактически лишены возможности получить высшее образование. Дело в том, что самый активный период жизни они проводят на сцене, а совмещать учебу в вузе с нагрузками в этом виде искусства невозможно. Так что даже признанные мастера со статусом Народного артиста чаще всего не имеют за плечами института или академии. В то же время, чтобы получить лицензию, в учебном заведении «творческого профиля» должно быть не менее 90 % педагогов с высшим образованием. А откуда им взяться в балете? Свои проблемы возникали на других направлениях. Поэтому о законодательном закреплении особого статуса шла речь уже давно. По сути, это был вопрос сохранения уникальной методики подготовки кадров для отечественной культуры.

Больше вариантов

В числе новелл закона – «инклюзивное образование». Понятие подразумевает обеспечение доступности обучения в обычных образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями. Предполагается, что уточнение в документе позволит регионам принимать решения по дополнительному финансированию дошкольных учреждений и школ, которые предлагают специальные программы учащимся, страдающим тяжелыми недугами.

Особо оговаривается возможность обучения в форме семейного образования и самообразования. При их реализации вопрос промежуточной и итоговой аттестации будет решаться в учреждениях, осуществляющих учебную деятельность.

Расширены возможности применения электронного обучения и дистанционных технологий, в том числе – электронных пособий. Правда, каким образом все эти варианты станут осуществляться на практике, еще предстоит конкретизировать в документах, которые будут приниматься на основе базового закона.

МНЕНИЕ

Документ носит компромиссный характер

Юрий Борисов, ректор ВГАСУ, д. т. н., профессор:

– Текст принятого закона, на мой взгляд, является определенным компромиссом между основными образовательными ценностями и идеологией первых разработчиков проекта и достаточно пестрым конгломератом суждений многочисленных оппонентов, представляющих интересы различных общественных, профессиональных и политических структур и социальных групп населения. И как любой компромисс он лучше любой из крайних позиций.

Принципиально новым в законе стало четкое определение численности  студентов, обучающихся за счет федерального бюджета – не менее чем 800 студентов на каждые 10000 тысяч человек в возрасте только от 17 до 30 лет, проживающих в РФ (сейчас норма – 170 студентов на 10000 граждан любого возраста). Учитывая демографический спад, по мнению законодателя, сокращение необходимо. В данных условиях ВГАСУ, да и любой вуз, должны будут участвовать и стремиться побеждать в конкурсах по распределению  государственного задания на подготовку специалистов.

Есть и другие нововведения. К примеру, размер платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в общежитии для обучающихся теперь будут определяться вузом, с учетом мнения учащихся. Прежде плата за общежитие для студентов-бюджетников не могла превышать 5% от размера стипендии.

Описана сетевая форма образования, предусматривающая возможность освоения учебной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, в том числе иностранных.

Регламентирован порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации.

Все вузы, включая негосударственные, будут обязаны участвовать в мониторинге Минобрнауки России и так далее.

 

МНЕНИЕ

 «Теперь мы в правовом поле»

Анатолий КРЮКОВ, директор Воронежского музыкального колледжа, Заслуженный работник культуры РФ:

– Когда обсуждается новый закон, всегда речь идет о потребителе, законодателе, возможных рисках. Разные мнения, и критика в том числе, в таких случаях неизбежны, это совершенно объективная реальность. Но уже одно то, что закон в сравнении с предыдущим значительно увеличился в объеме, говорит о том, что разработчики стремились учесть и более глубоко осмыслить многие моменты. В частности, появилось очень важное для нас нововведение. До принятия данного базового документа в России действовали элитарные нетиповые учебные заведения (включая наш колледж), по которым постатейно не было расписано, что они собой представляют и как должны осуществлять свою деятельность. Иными словами, учреждения, обладающие уникальной методикой подготовки одаренных детей, по сути, находились вне правового поля. Это приводило к тупиковым ситуациям при выдаче лицензий, аккредитации и так далее. Новый закон исправил положение, появилась Статья 83, где указывается, что в области искусств реализуются следующие образовательные программы:

1) дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие;

2) программы среднего профессионального образования, интегрированные с программами основного общего и среднего общего образования (интегрированные образовательные программы в области искусств).

Благодаря этому, теперь мы в правовом поле.

 

МНЕНИЕ

«Нужно детализировать механизмы реализации»

Ирина ЧЕРКАСОВА, директор МБОУ гимназия № 9:

– Закон определяет концептуальное развитие образования. Но у всякого подобного базового документа есть подзаконные акты, которые несут конкретику. Пока же трудно сказать, как многие положения будут воплощаться на практике. Нужно детализировать механизмы их реализации.

К примеру, в законе прописано понятие «инклюзивное образование». Это правильно. Но для того, чтобы норма заработала, необходимо отдельное финансирование. Даже если не вести речь о специальных образовательных программах, обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья  подразумевает не только наличие учителя в классе, но и его помощника. В столичных школах сейчас пытаются решать вопрос силами родителей. Они обеспечивают передвижение детей-колясочников, помогают им во время занятий, ведь если у ребенка нарушена моторика, ему трудно самостоятельно даже зажать карандаш в ладошке. Однако ясно, что не все родители могут столько времени посвятить обучению детей. Нужны профессиональные тьюторы, которые будут заниматься организацией учебного процесса и их труд нужно оплачивать…

Требует уточнения понятие «образовательная организация как «ТИП». Что все-таки считать таковой?  Будут ли прописаны  «ВИДЫ»  общеобразовательных  организаций? Возможно, вопрос найдет ответ в типовом положении, которое будет изменено.

Законом определено, что преимущественное право при комплектовании первых классов, имеют дети, проживающие на закрепленной за учебным заведением территории. Но в то же время декларируется право на выбор образовательного учреждения. Требуются единые подходы при комплектовании учреждения учащимися в условиях конкурентоспособности и привлекательности образовательной организации. Вероятно, такие  подходы будут сформулированы в подзаконные актах.

 

МНЕНИЕ

Кого не затронет «реформа НПО»?

Анатолий ЛИТВИНОВ, директор профессионального лицея № 53:

 – На текущий момент пока сложно определенно сказать, как в новом правовом поле изменится положение учебных заведений, осуществляющих обучение по рабочим специальностям. Это станет ясно позже, когда появятся конкретные инструкции и закон начнет действовать. В процессе его обсуждения выдвигалась идея создания центров по подготовке рабочих кадров. Возможно, учебные заведения НПО путем оптимизации будут интегрироваться в систему среднего профессионального образования. Также велась речь о том, что функцию по подготовке рабочих специальностей могут взять на себя и некоторые вузы. Известно также, что в законе предусмотрено бесплатное среднее профессиональное образование и высшее профессиональное (на конкурсной основе).

В любом случае, ребята, поступившие в учебные заведения в рамках прежней системы, завершат обучение по программам НПО.

 

МНЕНИЕ

«Закон дает больше свободы частным организациям»

Елена ТОРИКОВА, заведующая детским садом общеразвивающего вида № 67:

– Закон дает больше свободы частным организациям, желающим вести образовательную деятельность. В целом, сейчас в России приветствуется идея создавать небольшие детсады семейного типа, которые прикрепляются к основным дошкольным учреждениям. В таких садах небольшие группы, и соответственно, шире возможности для реализации индивидуального подхода. У нас уже есть хорошо зарекомендовавшие себя частные учреждения. Другой вопрос, что это далеко не всем по карману. Но ведь остаются и бюджетные сады. Сейчас в Воронеже их 167. Вопрос с нехваткой мест решается. В ближайшее время планируется отрыть в городе еще 4 детсада. Думаю, что за 3 – 4 года очередь вообще удастся ликвидировать.

 

Работа над законом продолжалась более 3 лет. За этот период его проект был многократно проанализирован экспертами и прошел общественное обсуждение в Интернете. На специальный сайт поступило около 11 000 комментариев. Часть поправок от граждан нашла отражение в новой версии текста. Но поскольку споры продолжались, проект дорабатывался на первом и втором слушаниях в Госдуме.

Учебным заведениям придется привыкнуть к новой терминологии. В законе устанавливается четыре типа образовательных организаций: дошкольная (ДОО), общеобразовательная (ОО), профессиональная (ПОО) и высшая (ООВО – образовательная организация высшего образования).

ЕГЭ сохраняется и по-прежнему является основной формой поступления в вузы. Эксперты Минобразования считают, что единый государственный экзамен зарекомендовал себя как хороший инструмент оценки знаний. При этом содержание контрольно-измерительных материалов следует совершенствовать. Альтернативным механизмом оценки качества подготовки абитуриентов остаются Всероссийские олимпиады.

Школьная форма будет вводиться по усмотрению образовательных организаций, которые могут принимать соответствующие локальные акты.

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели