Александр Кушнир: «Рокерам не хватает скандалов»
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Александр Кушнир: «Рокерам не хватает скандалов»

2 февраля 2012 / просмотров – 2392
Будущее
В рамках зимнего «Шурфа» в Воронеж приезжал известный журналист, продюсер и пиарщик № 1 в России Александр Кушнир. Он провел мастер-класс для местных музыкантов и рассказал нам о том, кто из звезд подает себя наиболее правильно и почему людям так интересны Киркоров и Лолита, а не «Король и Шут» или «Танцы минус».
«Настоящих буйных мало»
– Александр, как вы относитесь к тому, что многие звезды шоу-бизнеса достигают популярности за счет скандалов?
– В рок-музыке этого нет. Последний скандал на моей памяти был ровно 25 лет назад, когда в газете «Ленинградская правда» вышла статья «Алиса с косой челкой» с наездом на Кинчева и какие-то его якобы профашисткие реплики. С тех пор чего-чего, а дебошей у нас не наблюдается. И, на мой взгляд, русским рокерам катастрофически не хватает своего Пита Доэрти, который бы выбрасывал телевизоры из окон гостиниц. Такое ощущение, что все они хотят быть шелковыми, пушистыми и покладистыми. Надо понять одну вещь, рок – это, упаси Господи, не музыка, за ней надо ходить консерваторию. Рок – это очень страшная штука, религия смерти, построенная на стычках, скандалах, провокациях, это образ жизни. Жалко, что среди наших музыкантов, как сказал Высоцкий, «настоящих буйных мало».
– Вы же профессионал, можете дать своим знакомым музыкантам несколько дельных советов…
– Могу, но я не тренер сборной России по футболу, установки которого игроки выполняют со 100 % точностью. Мне кажется, что поскольку в большинстве своем рок-н-рольщики люди естественные и честные, порой до патологии, роль пиарщика сейчас сводится к обычной пресс-поддержке. Даже интересных конференций нет – похожие ответы, похожие вопросы.. И никакого желания рассказать, что Ленин – оказывается гриб. Я уже третий год пишу книгу про Сергея Курехина, и понимаю, насколько у него было больше внутренней свободы и энциклопедических знаний, чем у нынешних музыкантов. Я не знаю никого из поп-артистов да и рок-музыкантов тоже, кто бы рискнул сказать в эфире, что Путин – поганка, а Медведев – мухомор. Тут нужно, чтобы все срослось – легкость, свобода, смелость и эрудиция. Поэтому у меня ретро-настроения – не то, чтобы солнце раньше ярче светило, но факты вещь упрямая, как говорит майор Пронин.

«Лолита не рефлексирует»
– У кого из артистов, на ваш взгляд, самый грамотный пиар?
– На уровне самопиара хорош Киркоров. В какой-то момент он просто почуял, как правильно это делать. Филипп Бедросович все время в центре каких-то событий: есть ребенок, нет ребенка, стукнул журналистку, напал на кого-то… Я не сторонник такого образа жизни, но об этом интересно читать. Потом в моем условном хит-параде идет певица по имени Лолита – отвязная свободная телка, которая совершенно не парится, что ей говорить. Она может полуголой станцевать на столе, пока ее фотографируют и абсолютно не рефлексирует по этому поводу. Из рок-музыкантов мне нравятся интервью Шнура и Лагутенко. Люди, которым есть что сказать, чудо как хороши в разговоре, наверное потому, что они думают над тем, что говорят.
– В свое время вы работали с Земфирой, сейчас общаетесь?
– К таким ярким людям я отношусь с большим пиететом. Если человек маргинал, ему нужна тишина и одиночество, это надо понять и принять. Мы не имеем права ее оценивать. С Земфирой я практически не общаюсь, эпизодические встречи на фестивалях не в счет. Насколько мне известно, она ведет достаточно замкнутый образ жизни.

Без слащавости и политкорректности
– С кем из звезд вы сейчас работаете?
– С Татьяной Зыкиной, Анитой Цой, коллективом «А-Студио», который выиграл все призы последних лет как «Лучшая группа года». А еще нас сейчас потянуло в мюзиклы – «Мама Мия», «Кошки», «Звуки музыки», «Красавица и чудовище» – мне это интересно. Помимо этого мы помогаем чете Макарских. Они курируют в нашей стране работу американского благотворительного фонда, который заботится о больных и талантливых детях. Когда артисты находят время и силы на подобные дела – это здорово.
– Часто ли вы конфликтуете со своими подопечными?
– Ежедневно! Если сутки прошли без ссоры, значит, я плохо делаю свою работу. Это как два ярких супруга в браке – у каждого своя точка зрения.
– Как разруливаете подобные ситуации?
– Никак. Я очень люблю древних китайцев. Еще Лаоцзы сказал, «сиди на берегу реки, тело твоего врага само проплывет мимо тебя». Мы не обзываем друг друга сволочами, поэтому проходит время и у меня в голове укладывается то, что говорил мне артист, у него – то, что втолковывал я. Мы пытаемся быть гибкими. Хотя общение идет в открытую, без слащавости и политкорректности.
– Бывает, что люди все-таки обижаются на вас?
– Да. Обижаются и уходят. Но профессия пиарщика – то же самое, что переговорщика в ФСБ или МВД. Надо искать общий знаменатель.

Квадрат Малевича
– С какими мыслями вы ехали в столицу Черноземья?
– Воронеж – один из 15 городов-милионников из которого за последние 20 лет ни одна группа не прислала мне записи в качестве заявки на какой-либо из рок-фестивалей. Мне было реально любопытно, что это за «черная дыра», что за «Квадрат» Малевича? Два десятилетия – довольно приличный срок и не одной команды… Может, это менталитет...
– Вам понравился фестиваль «Шурф»?
– Я увидел мостик к федеральным артистам и обратно – это радует. Но у меня такое ощущение, что люди просто не понимают, что слова, сказанные между песнями, могут отозваться сильнее, чем сама композиция. Проблема в том, что либо нечего сказать, либо боятся. Скорее всего они даже не задумываются над тем, какую обувь надеть, какой пиджак выбрать, нужны ли аксессуары… Появляются на сцене, поют 10 песен и уходят в совершенно обычных джинсах, с ремнем и гитарой наперевес. А над подачей себя и своего творчества нужно работать…

«Я – явление!»
– Вас называют пиарщиком № 1 в России. Как вы думаете, за какие заслуги?
– Существует как минимум 100 вариантов ответа на этот вопрос. У нас рок-продюсеров можно сосчитать на пальцах одной руки. Рок-поп-продюсеров – на пальцах двух рук. Пиарщиков еще меньше. Я читал одну переводную книгу (к сожалению, она не издана в России). Автор писал там: «Когда я понял, что буду пиарщиком, я как бы бросил вызов всем, говоря – смотрите люди, я – явление! Я умею то, то и то. Могу держать удар, могу принять исповедь или роды, в случае необходимости наору на своего сенатора так, что мало не покажется. Больше ни у кого нет таких полномочий. Даже у министра американской армии». Таких пиарщиков не много. У нас вообще слишком мало революционеров.
– Какой проект вам наиболее дорог?
– Все они как дети родные, просто некоторые выстрелили громче других. Начиная с Лагутенко и заканчивая Земфирой, «А-студио», Глюкозой… Как можно их не любить? Конечно, приятно, что меня ассоциируют именно с этими артистами. Есть люди, которым я просто немножко помог. По крайней мере, в том, что они не эмигрировали, не спились, и продолжают заниматься тем, чем хотят. Разве это можно не ценить? Наверное, я достиг такого состояния, что если агентство «Кушнир Продакшн» говорит артисту, что оно с ним работает, то механизмы и шестеренки включаются на все 100 %.
– Расскажите о Татьяне Зыкиной, которая в весьма сжатые сроки покорила музыкальный Олимп…
– Это сольный проект Александра Кушнира. Артист, в которого вложено не только большое количество сил, энергии, знаний, но и денег. Впервые приехав в Москву, она пела сидя, стесняясь петь стоя. Говорила, что, мол, не звезда, а просто автор-исполнитель. И вот на День независимости России в прошлом году она участвовала в концерте на Красной площади наравне с «Би-2», Чичериной, Сукачевым. Мероприятие транслировали на всю страну, и это было достойно и красиво. Хотя прошло всего 4 года с момента нашего знакомства.

Бартер для бедных поп-артистов
– Стали бы вы продвигать человека, у которого нет таланта, но много денег?
– Такие случаи были тысячу раз. Мы попробовали, что из этого получится. В итоге – абсолютный ноль. Теперь мы начинаем работать, только если понимаем, что с этим артистом можно что-то сделать. Правил нет! Вы не поверите, однажды ко мне пришла панк-группа с четырьмя директорами. Бедные панки! У каждого директора была барсетка. И я сразу осознал, что «Кушнир Продакшн» им не поможет. Бывает, обращаются неплохие, но чудовищно бедные поп-артисты. С ними мы договариваемся на бартер.
– Как это?
– Очень легко. Есть концертный отдел, который получает информацию, к примеру, о том, что на мероприятии в Воронеже нужен такой-то артист. Он же обозначает сумму. Человек знает, что у нас бартерные отношения, и эти деньги идут напрямую организаторам мероприятия. Все прозрачно.

Полное безумие с Агузаровой
– Есть группы, которые вы бы хотели продюсировать?
– В 2001 году я мечтал и даже предлагал на «Нашествии» свою помощь никому неизвестной в то время группе из Таганрога под названием «Звери». У них не было ни одного радио-хита. В общем, эксперимент с дрожащими руками. Но ребята были чудо как хороши. Они вывели на сцену 40 манекенщиц и солист Рома сидел между двумя из них. Офигенно красивые были девки. Такая энергетика шла к зрителю…. Еще бы я хотел поработать с Агузаровой. Я даже как-то ее пресс-конференцию вел – полное безумие. Про это нужно делать отдельное интервью. Мы живем с Агузаровой на разных планетах. Разве можно укротить эту дикую лошадь? Я очень ударно вел ее пресс-конференцию и реально рисковал жизнью.
– Вы везучий человек?
– Мои сотрудники, считают, что да. Я же об этом не думаю. Дорогу осилит идущий. Я спотыкаюсь лишь потому, что двигаюсь вперед.

Вишенка к торту
– Всегда ли эффективна деятельность вашего агентства? К примеру, многие музыканты даже не заметили того, что Александр Кушнир приложил руку к раскрутке группы Jane Air.
– Я вел их пресс-конференцию, посвященную выходу двойного альбома, в декабре 2010 года. Помню, в нем была суперская ключевая песня «На х…й мой рок-н-ролл, на х…й твой рок-н-ролл». По музыке все нормально. Что касается пиара, то тут совместная беда. С кем бы мы ни работали. Я обожаю команду Jane Air … Но пиар всего лишь вишенка к торту – это 10, максимум 15 % успеха. Поэтому если торт – говно – не поможет даже ведро вишенок. Это с одной стороны. С другой, надо иметь супер-хит! С легкой мелодией, запоминающимися словами. Тогда его как минимум в ротацию поставят. Если в интернете вы выставите эту песню и снимите на нее какой-нибудь клип, ее быстро заметят и «расхватают».

Интернет уравнивает шансы
– Как вы думаете, у русского рока есть будущее?
– В музыкальной индустрии молодые артисты сегодня никому не нужны. Удар справа наносит шансон – Михайлов, Лепс, Ваенга, Успенская, Шуфутинский. Слева – по-настоящему хорошие западные звезды, которые выступают в Москве. Они более монетизированные – имеют устойчивый коммерческий успех и думают не только о свете и звуке, но и о репликах, макияже, костюмах. Для этого с ними приезжает целая команда, которая занимается этими вопросами. Это мощная конкуренция для молодых артистов, поэтому они остаются на обочине. Но выход все-таки есть. Во-первых, интернет уравнивает шансы. Во-вторых, заниматься тем, что любишь – большое счастье. С помощью всемирной паутины прорвались Петр Налич, Алина Орлова, Таня Зыкина, «Нагано» и всякие ростовские рэперы.
– Что бы вы порекомендовали начинающим командам?
– Участвовать в фестивалях. Я езжу по разным городам и там, где энтузиасты вкладывают силы в организацию таких мероприятий, происходит всплеск творческой активности – например, в Твери. С другой стороны – если ты любишь передачу «Субботний вечер» на телеканале «Россия» (у нее отличный рейтинг, но к искусству она никакого отношения не имеет), то нужно сразу ответить себе на вопрос – с кем я? Либо ты играешь в полуобоссаных подвалах для 50 человек, но при этом делаешь то, что хочешь (на какие деньги ты живешь никого не волнует). Либо ты поешь под фонограмму на День милиции и прочие подобные праздники. Слава Богу, у людей талантливых есть право выбора – в том числе за счет интернета.

Звезд ничего не штырит
– Видимо, каждой молодой группе нужен собственный блог или сайт?
– Блоги, как инструмент влияния на общественное мнение, – интересный ход. Но для начала их нужно научиться писать. Как правило, у музыкантов нет времени. За них это делают помощники, причем довольно плохо. Поэтому посещаемость звездных богов невысокая – пишут неинтересно и ничего кроме зевоты это не вызывает. А нужно провокационно и зажигательно.
– Вы отслеживаете чьи-то записи?
– Я не интернетовский человек. Смотрю, хотя и нерегулярно. Но ощущение, что полный пофигизм в отношении этих блогов – кроме того, что они написаны скучным языком, там часто устаревшая информация. Такое впечатление, что звезды действуют по принципу «все по фиг». Их уже ничего не штырит, даже деньги, даже поссать на могилы противников. И все это ужасно печально.
Ольга Ласкина
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели