В Воронеже поставили комедийный вестерн для семейного просмотра

19 апреля 2016 / просмотров – 917
Культура

Второй месяц в ТЮЗе идет спектакль «Вождь краснокожих». Зрителям он нравится, а среди театральных критиков не утихают споры. Корректно ли использовать американскую символику? Зачем нужны настолько «аскетичные» декорации? Могут ли взрослые люди играть детей? Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы обратились к режиссеру, актерам и искусствоведам.

Несносный сорванец

Одноименный рассказ О`Генри, по которому поставлен спектакль, это история двух незадачливых злодеев Билла и Сэма, решивших похитить ребенка и получить выкуп. Но малыш Джонни оказался им «не по зубам». Мальчишка не только не испугался, но и устроил захватчикам веселую жизнь. Да такую, что теперь они готовы доплатить, только бы богатый папа забрал свое дитя обратно…

На протяжении часа зрители наблюдают за приключениями веселой троицы в исполнении Ярослава Козлова, Андрея Лунева и Сергея Барашова. Причем последний выступает в непривычном для себя амплуа. Сергей Павлович привык пугать публику, играя отрицательных персонажей, а здесь приходится ее смешить, изображая «душевного злодея».

«Вождь краснокожих» – комедийный вестерн, а наша троица – единый механизм. Если один идет влево, все двигаются за ним, – объясняет актер Ярослав Козлов, воплотивший образ Джонни Дорсета. – Приятно, что на сцене царит дружеская, веселая атмосфера. Я очень люблю комедии!»

Вигвам и прочие радости жизни

В качестве декораций использованы большой деревянный сундук и несколько лестниц, имитирующих вигвам. А что еще нужно настоящим индейцам?

«Дело происходит в каньоне, на скалистой местности, поэтому я специально попросил художника создать функциональные конструкции на колесах, – рассказывает худрук ТЮЗа, режиссер Вадим Кривошеев. – В вигваме можно спрятаться, по лестницам – полазить. К тому же, это все двигается, помогая видоизменять пространство. Детей надо удивлять, показывая одну и ту же вещь в разных формах. Картинка не должна оставаться статичной долгое время».

Но была ли необходимость делать трусы из американского флага? «Идея родилась из текста О`Генри, – отвечает Вадим Леонидович. – Конечно, это шутка. Но в ней есть скрытая подоплека с точки зрения американского юмора и неудачливых ковбоев. Это выразительное средство, показывающее, в том числе, глупость затеи двух жуликов. К тому же вспомните фильм «Рокки»! У главного героя там бойцовские трусы подобной расцветки. И в данном случае мы не открыли Америку».

На грани правды и вымысла

«Перенос на сцену любого литературного произведения, написанного не для театра, сложен. Приходится переходить в визуализацию: не показывая, а рассказывая большой объем текста, – объясняет председатель секции критики Воронежского отделения Союза театральных деятелей России Надежда Роготовская. – У спектакля есть свои достоинства: хорошие актеры, яркие моменты, когда в процесс включаются зрители. Сюда можно приходить и детям, и взрослым. Эта постановка для семейного просмотра. Юмор понятен любой аудитории».

«Актеры сделали все что можно, но пока спектакль оставляет сыроватое впечатление. На мой взгляд, переходы от одного состояния к другому должны быть сыграны тоньше, – добавляет искусствовед, кандидат исторических наук, профессор Бронислав Табачников. – Замысел – поймать мальчишку и получить выкуп – это одно состояние. Его претворение в жизнь и последующая радость – другое. Осознание того, что ребенок – тот еще сорванец, разочарование – третье. Здесь же все играется примерно одной краской. А нужно показать историю, ее развитие. Поэтому необходимо балансировать на грани правды и вымысла, чтобы характеры были похожими на оригинальный текст, но вместе с тем немного гротесковыми».

Актер должен уметь все!

Нередко ТЮЗ упрекают в том, что детей здесь играют актеры, которым далеко за 20, а порой и за 30… Мол, неправдоподобно все это, не жизненно.

«Ребенку возраст и физические особенности человека не важны, если он верит в суть, – считает художественный руководитель театра. – Ведь клоуны тоже взрослые, а дети их любят. Для них эти смешные люди, которые могут шалить также как мальчишки и девчонки, – отдельная раса».

По мнению Вадима Кривошеева, детей можно задействовать в кинематографе: фильмы снимаются дублями, потом монтируются, это длительный процесс, в то время как каждый спектакль идет онлайн. «Наверное, если вывести ребенка на сцену зрители получат эстетическое удовольствие, – предполагает режиссер. – Но это не совсем правильно. Мастерство актера и состоит в том, чтобы сыграть человека любого возраста. А детский театр – совсем другой формат».

Ольга Ласкина
Ольга Ласкина
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели