Студентом быть, зачет не миновать

25 января 2017 / просмотров – 590
Образование

Воронежские ученые поделились воспоминаниями о своих университетских годах. 

Сегодня эти люди – серьезные, уважаемые профессора, кандидаты и доктора наук, добившиеся признания на своем поприще. Они передают накопленный опыт и знания молодому поколению, не забывая пенять ему за безответственное отношение к учебе. Но когда-то нынешние светила сами были простыми студентами, которые так же как все готовились к экзаменам и зачетам, получали тройки, пропускали занятия, недосыпали, влюблялись… В общем, наслаждались насыщенной вузовской жизнью.

На фото: 4-курсник Владимир Тулупов играет героя Шолохова

Экспертное мнение

«Я любил экзамены!»
Декан факультета журналистики ВГУ Владимир Тулупов с детства занимается изобразительным искусством. Неудивительно, что чуть ли не в первый день учебы на филфаке Башкирского госуниверситета талантливого студента пригласили стать художником факультетской газеты «Наше слово», а затем и университетской команды КВН.

«Мне все нравилось в моей бурной студенческой жизни! И само здание университета с мощными колоннами, и преподаватели, и, конечно же, однокурсники, которые все были талантливыми, и как истинные филологи, почти все писали стихи.

Сессионная «халява» меня никогда не прельщала. Более того, я любил экзамены! Готовился к ним заранее, набирая в библиотеке по нескольку десятков учебников и монографий. Но один раз меня все же попутал бес… Точнее, однокурсник, который, встретив меня после удачного зачета, предложил: «А хочешь ещё и зарубежку сдать?». «Да я еще к ней не готовился», – ответил я. «Ерунда! У него же очки плюс двадцать… А я тебе конспекты дам», – возразил он. В общем, получив билет, я аккуратно переписал, а затем и воспроизвёл то, что кто-то записывал на слух. Профессор (родом с Волги) какое-то время слушал, потом взял мой листочек, приблизил его к глазам и, нажимая на «о», воскликнул: «Ну, ты и навОрОтил!..». Так стыдно мне ещё никогда не было. Но через несколько дней, честно подготовив и отрапортовав ответ, я услышал: «Ну, вОт, сОвсем другОе делО»».

Экспертное мнение

«Изготовление «шпор» – бессмысленная трата времени»
Преподаватель кафедры биохимии ВГМУ Валентина Миттова училась одновременно на двух факультетах ВГУ – биолого-почвенном и химическом. Детская любовь ко всему живому постепенно оформилась в осознанный интерес к биологии, который стал неотъемлемым спутником научной деятельности Валентины Олеговны.

«Я закончила оба факультета с красным дипломом. К экзаменам всегда готовилась заранее, – вспоминает Валентина Олеговна. – Считаю, что самым эффективным методом является написание кратких конспектов изучаемого предмета. Списывать же я совсем не умею, мне всегда казалось, что изготовление «шпор» – бессмысленная трата времени, ведь можно все выучить пока их делаешь. Тем не менее, во все времена студенты находили способы «обойти» преподавателя. Сейчас, например, особой популярностью пользуются «шпоры» на мобильном телефоне и использование наушников, в которые товарищи диктуют правильные ответы. Если продолжать сравнивать наши поколения, то, мне кажется, нынешние студенты гораздо более разобщены, чем мы. Наш курс до сих пор поддерживает связь, мы встречаемся достаточно спонтанно, и это здорово.

Вообще, учеба мне запомнилась радостью общения, хорошими друзьями и преподавателями, которые, кстати, всегда стремились научить и поддерживали любое творческое начинание студентов. Самым неординарным преподавателем для меня всегда был Андрей Убаевич Игамбердиев, научный руководитель моей дипломной работы. Для меня моя специальность неразрывно связана с моим Учителем – начиная с первых лекций по биохимии и заканчивая научными статьями. Обладая феноменальными знаниями не только в биохимии, но и в молекулярной и теоретической биологии, он научил меня очень многому, а лекции Андрея Убаевича я храню до сих пор и использую для преподавания уже своим студентам».

Экспертное мнение

«Знания – это социальный лифт, без них человек не получит признание»
Владимир Ефимович Шевченко с отличием окончил селекционное отделение агрономического факультета Воронежского СХИ в 1963 году. Ему с юности нравилось заниматься селекцией, поэтому выбор специальности был недолгим. В Воронеж из Луганской области будущий студент отправился прямиком со школьного выпускного вечера. С тех пор Владимир Ефимович связал свою жизнь с наукой и Воронежским государственным аграрным университетом, где на протяжении 20 лет занимал должность ректора. Теперь Владимир Ефимович заведует кафедрой селекции и семеноводства на факультете агрономии, агрохимии и экологии.

«В студенческие годы я был примерным студентом. Чувство ответственности всегда преследовало меня, ведь большинство однокашников были уже после армии. Тогда отслуживших принимали в вузы даже с тройками, а нас, школьников, допускали только при отличных оценках. Поэтому мне приходилось всегда стараться. Я не верил в студенческие приметы, пятаки под пятку не подкладывал. Главным правилом для меня всегда было – брать книгу и читать. На экзаменах очень выручала память, которую, кстати, развивать нужно тоже чтением. Был один случай. Прогуляли мы тогда с моей будущей супругой до часа ночи, а утром мне предстояло сдать политэкономию. Для этого нужно было прочесть 60 страниц учебника, написанного мелким шрифтом. Так вот я за два утренних часа кое-что почитал и отправился на экзамен. Удивительно, но мне попался как раз один из тех вопросов, что я прочитал. Я сел за парту, зажмурил глаза, и книга будто появилась передо мной. Спокойно все переписав по памяти, я успешно сдал экзамен. До сих пор не знаю, как такое могло получиться.

У меня есть пожелание современным студентам: любите книги, а не гаджеты, которые не прибавляют ума. Знания – это социальный лифт, без них человек не получит признание. В целом, нужно верить в страну, а нашему поколению – в молодежь».

Экспертное мнение

«На все экзамены ходила в одной и той же одежде»
Заведующая кафедрой связей с общественностью строительно-технологического института ВГТУ Надежда Скрипникова всегда была целеустремленной и настойчивой. Когда, будучи юной абитуриенткой, не смогла поступить на факультет романо-германской филологии, она не отчаялась. Отказавшись от предложенного места на филфаке, Надежда Николаевна приложила больше усилий к подготовке. В следующем году девушка стала изучать английский язык и литературу на факультете мечты.

«По характеру я – человек системный: люблю, чтобы все было правильно, поэтому всегда вовремя сдавала экзамены и зачеты, у меня никогда не было долгов, – делится Надежда Николаевна. – Но как истинный гуманитарий я была эмоциональной и креативной. Всегда выступала с инициативами и никогда не писала курсовые работы по предложенным темам – сама искала то, что мне интересно и может быть в будущем полезно для работы. Однако я не была отличницей. К слову, как и большинство студентов, на каждый экзамен я обязательно делала шпаргалки, но очень боялась брать их с собой, поэтому никогда не списывала. Тем не менее, во время подготовки «шпор» материал легче заучивается. И сейчас я также советую своим студентам писать шпаргалки, но оставлять их дома. Кроме того, я очень верила в студенческие приметы. Например, чтобы сессия прошла успешно, я на все экзамены ходила в одной и той же одежде. Также всегда любила заходить в аудиторию в первой пятерке, потому что это единственная возможность подготовиться в полной тишине, пока никто не вышел отвечать на билет. Однако ничто не сможет помочь, если студент пропустил много занятий и не понимает тему. Чем больше он погружен в предмет, тем легче выучить что-то новое, причем это должно быть вызвано искренним интересом к какой-либо сфере.

Студенческие годы – это возможность накопить базисные знания, которые впоследствии могут помочь в профессиональной сфере, будут способствов

С места событий

«Училась увлеченно – у меня был «синдром отличницы»
Сейчас Татьяна Куликова является заместителем декана факультета дневного обучения Воронежского государственного института физической культуры, куратором по воспитательной работе и олимпийскому образованию. Но в юности Татьяна Алексеевна работала в областном краеведческом музее и одновременно училась на вечернем отделении истфака ВГУ.

«В студенческие годы очень любила археологию и скифскую историю, поэтому училась увлеченно – у меня был «синдром отличницы», – рассказывает Татьяна Алексеевна. – Но помню один случай, когда я «срубилась» на латинском. Тогда преподавателем был Георгис Веллас, который на фоне моих круглых пятерок «вкатил» мне тройку. Это было сильно! Но я на него не обиделась, он был прав. К тому же это в некоторой степени освободило меня от гнета оценок. Списывать же я не умела никогда. Современные студенты, какими я их вижу, норовят сдать предмет как можно легче и быстрее. Конечно, списать или сразу получить «автомат» для них желательнее. Тем не менее, часть учащихся относится к учебе так же, как мы в свои годы – увлеченно, ответственно и глубоко. Например, мы с подругой перед каждым экзаменом исписывали толстенные тетрадки, готовили ответ на каждый вопрос. Затем пересказывали и объясняли все друг другу. Конечно, по классике жанра все это сопровождалось бессонными ночами. Однако нас поддерживал интерес к предмету.

Вообще, я с удовольствием и ностальгией вспоминаю университетские годы, особенно наших мастистых и авторитетных преподавателей с кафедры истории древнего мира и археологии и тогдашнего ректора – Владимира Васильевича Гусева, у которого я писала дипломную работу и к которому испытываю самые теплые чувства благодарности и уважения».

Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели