Профессор ВГУ рассказал воронежцам о новых словах в русском языке

24 мая 2017 / просмотров – 319
Городская жизнь

В лекционном зале библиотеки имени И.С. Никитина выступил доктор филологических наук, преподаватель ВГУ Иосиф Абрамович Стернин.

Научно-технический прогресс и развитие человеческой цивилизации обусловливают необходимость появления неологизмов. Каждый народ решает эту проблему по-своему. К примеру, русский имеет в своем запасе множество тысяч слов, так что возможности для появления новых – с учетом словообразовательных процессов – неисчерпаемы.

«Язык постоянно меняется, – рассказывает лектор. – Потому что обслуживает конкретное общество и подстраивается под него. К появлению новых слов в нашем языке с пренебрежением относятся представители старшего и среднего поколения. Вы, молодежь, знаете что такое «навигатор», «селфи», «планшет», потому что вы родились при этом, а нам приходится с этим знакомиться и осваивать».

Профессор объяснил, что языковые изменения возникают в связи с появлением новых явлений и предметов. «Если бы в 70-х годах, когда я оканчивал университет, сказал, что мне нужен Айфон, – делится Иосиф Абрамович, – меня бы сочли сумасшедшим». В частности, преподаватель отметил, что в переменах, происходящих с языком, виноваты заимствования. Кастинг, хедлайнер, миксер, тостер, ксерокс, модель – все эти слова перешли к нам из других культур и надежно закрепились в современном обществе.

По словам специалиста, не только заимствованные слова являются причиной появления новых терминов. В частности, они появляются от сложения двух корней, причем их происхождение может быть и иноязычным, но в итоге получается вариант «отечественного производства». В качестве примера Стернин привел такие слова как «домофон» (домашний + телефон), «банкомат» (банковский + автомат). «Я недавно был в Москве, и, прогуливаясь по Тверской улице, заметил вывеску, на которой было написано «Ортека» – вспоминает доктор филологических наук. Задался вопросом, что это? Может ошибка? Нет. Подошел посмотреть поближе – ортопедическая аптека. Дирекция магазина придумала такое диковинное слово, только вот сразу не понять, что оно означает».

Подводя итоги лекции, Иосиф Абрамович отметил, что язык все время развивается: появляются новые слова, значения понятий, старые – вытесняются. Профессор призвал слушателей четко понимать, в каком значении употребляются неологизмы и правильно использовать их.

По завершении мероприятия рассказчик попросил слушателей поучаствовать в интересном эксперименте. На листке бумаге предлагалось написать три группы слов: те, которые нравятся; которые не нравятся; которые, с точки зрения респондента являются новыми. Среди слов, к которым зрители испытывают симпатию, оказались: выходной, обработка, каникулы, отпуск; среди тех, которые носят негативный окрас: увольнение, сессия, смерть, порицание; «новинками» русского языка слушатели сочли «вейпера», «тверк», «фреш», «копирайтера».

Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели