Объем закупок у малого и среднего бизнеса должен вырасти на 250 миллиардов рублей

12 августа 2017 / просмотров – 429
Официально

В последние несколько лет приоритетным направлением госполитики остается расширение доступа малого и среднего бизнеса к государственным закупкам и закупкам госкомпаний.

Еще в прошлом году эксперты, положительно характеризуя инициативы правительства, которые «открыли дверь» малому бизнесу к госконтрактам, отмечали ряд проблем в данной сфере. Так, к примеру, крупному бизнесу крайне сложно ориентироваться в «море» компаний МСБ, так как их деятельность не внесена в специализированный реестр. Но главное препятствие на пути у так называемых «малышей» - их ограниченные возможности. В некоторые сферы приникнуть им практически невозможно. Кроме того, многим компаниям необходимы специализированные консультации, а укрупнение и централизация определенных отраслей соцсферы привела к тому, что государственные заказы также здесь стали более крупными. Обременительным был обязательный обеспечительный взнос, несоответствие технического задания и фактических требований заказчика, затягивание сроков выполнения заказа и так далее. Так, президент «Опоры России» Александр Калинин тогда отмечал в интервью «Коммерсанту», что в системе госзакупок бизнесу сложно работать из-за жестких технических требований заказчика и излишних административных барьеров. При этом субподрядчики зачастую формально относились к малому бизнесу, используя аффилированные фирмы, или «однодневки». К тому же, у аффилированных структур цены бывают в несколько раз выше рыночных, что позволяет выполнить план по закупкам.
Чтобы преодолеть сложившуюся ситуацию государство реализует ряд мер по вовлечению МСБ в госзакупки и укреплению добросовестной конкуренции на рынке. Глава Федеральной антимонопольной службы России Игорь Артемьев в начале года заявлял, что их объем должен составить не менее 2 триллионов рублей в год. В то время, как на сегодняшний день соответствующая сумма составляет не более 400 миллиардов. Предполагается, что малый бизнес будет участвовать не только в закупках госкомпаний, но и компаний, пользующихся господдержкой.
В итоге, одно из основных направлений поддержки – постепенное наращивание обязательной квоты на закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно действующим правилам госкомпании должны отдавать ему 10 % заказов на спецторгах (закупки до 200 миллионов рублей, то есть прямые закупки у МСП) и 18 % – от общего объема заказов. С 2018 года доля прямых закупок увеличится до 15 и 25 % от общего объема.
Объединение МСП считает важным также провести ревизию систем добровольной сертификации и сделать их требования более открытыми, поскольку на сегодняшний день процесс получения сертификата соответствия дорогостоящий. Важно также выработать меры для сокращения числа недобросовестных поставщиков. Дело в том, что некоторые компании на сегодняшний день побеждают за счет ценового демпинга. В итоге выигрывают те, кто не имеет подготовленных кадров и ресурсов для исполнения контрактов. Наиболее распространено это в строительстве, услугах охраны, перевозок, озеленения и клининга, приводит экспертное мнение РБК. Сейчас единственная санкция для таких компаний – внесение в реестр недобросовестных поставщиков. Но это ограничение легко обойти, создав новое юридическое лицо.
Среди актуальных мер, предпринятых в последнее время – расширение количества заказчиков, обязанных закупать часть товаров, работ и услуг у представителей малого и среднего бизнеса с 200 до 420 компаний. Ожидается, что такая мера позволит увеличить объем закупок у МСП на 250 миллиардов рублей.
Обеспечить добросовестную конкуренцию на рынке способен предложенный Минфином запрет на участие в процессе родственников.
В свою очередь, важное социальное значение имеет инициатива, которая позволяет организациям для детей-сирот делать госзакупки у одного поставщика.

Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели