Мир в тактильных картинках

15 ноября 2017 / просмотров – 140
Городская жизнь

Воронежская областная специальная библиотека для слепых имени Короленко является едва ли не единственным учреждением в нашем регионе, где слабовидящие и незрячие люди могут найти интересующую их литературу, занимательно провести время, а также получить поддержку от тех, кто, также как и они, вынужден жить наощупь. Сегодня это не просто книгохранилище, а современный центр реабилитации людей с нарушениями зрения, где детям помогают адаптироваться в обществе, а взрослым – найти занятие по душе.

В преддверии Международного дня слепого человека в учреждении прошел небольшой концерт, на котором выступили постоянные посетители библиотеки, а также учащиеся специализированной школы-интерната № 3 и студенты Института искусств. На семейном празднике побывали и корреспонденты «ГЧ».

В уютной обстановке небольшого читального зала взрослые и дети пели любимые песни, играли на музыкальных инструментах и декламировали стихи. Подобные творческие встречи здесь стараются устраивать как можно чаще. Сотрудники библиотеки и впрямь не дают скучать читателям: то праздник организуют, то конкурс придумают, то интересный радиопроект запустят, и обязательно с участием своих посетителей.

Уникальная помощь
В Воронеже специальная библиотека для слепых открылась в 1954 году. Изначально здесь трудились сами незрячие, поэтому учреждение, как и система хранения литературы, было полностью приспособлено для работы невидящего человека. Сотрудники хорошо ориентировались между стеллажами и знали, где находится та или иная книга.

В наши дни в библиотеке также работают специалисты с нарушениями зрения – это тифлопедагоги и психологи, помогающие маленьким детям познать окружающий мир, адаптироваться в обществе, подготовиться к школе. Кроме того, психологическую помощь здесь оказывают и родителям, которые воспитывают незрячих малышей. А с недавних пор коллектив учреждения начал работать и со здоровым населением, которое порой не имеет представления о том, как нужно общаться с людьми с ОВЗ.

«Такой запрос появился от наших посетителей, которые жаловались нам на грубое отношение со стороны обслуживающего персонала в различных магазинах, кафе или других заведениях, – объясняет директор библиотеки Милена Бережная. – Мы проводим тренинги с персоналом различных торговых центров, сотрудниками учреждений и вузов о том, как правильно контактировать с посетителями, у которых ограничены возможности здоровья, как грамотно решить возникшие вопросы, и главное, преодолеть психологический барьер. Подчас, именно люди не знают, как правильно выстраивать коммуникации с учетом особенностей незрячего».

О верности классике
Еще одним важным направлением деятельности учреждения является пропаганда системы Брайля. Безусловно, современные технологии: аудиокниги и голосовые программы являются незаменимыми помощниками для слабовидящих и слепых людей. Но тотальная компьютеризация отчасти стала причиной потери незрячими интереса к «классическому чтению» – руками.

«Эта тенденция привела к тому, что в образовательных учреждениях начали сокращать количество учебных часов, посвященных изучению системы Брайля, – говорит Милена Анатольевна. – Но ведь этот алфавит – незаменимая основа при обучении незрячего человека. Поэтому, чтобы привлечь внимание общества к этой проблеме, мы проводим всевозможные акции и мероприятия. В частности, на общегородских праздниках, например, в рамках «Библионочи» и «Ночи искусств» наши специалисты устраивают мастер-классы по изучению алфавита Брайля. Каждый желающий может попробовать что-то прочитать или написать таким способом, выучить несколько букв или даже слов. Кроме того, ежегодно мы проводим конкурс чтецов среди слабовидящих и слепых. В нем участвуют как взрослые, так и дети. Победитель и призеры, которые определяются по наибольшему количеству прочтенных символов, получают памятные подарки от наших партнеров. Очень важно, что наши социальные инициативы всегда находят отклик и поддержку Центра Галереи Чижова, который традиционно участвует в организации мероприятий библиотеки, а также помогает формировать призовые фонды».

Техника, помогающая «видеть»

«У нас есть современные тифлотехнические средства, которые помогают незрячим или слабовидящим людям работать с информацией. Например, электронный увеличитель Топаз или читающая машина Сара», – проводит экскурсию по компьютерному залу Юлия Фадеева, заведующая методическим отделом.

Аппараты просты в использовании, даже тотально слепой человек сможет самостоятельно разобраться в управлении. Помимо этого, в библиотеке люди с нарушениями зрения могут освоить компьютер. Для этого на клавиатуры нанесены наклейки со шрифтом Брайля, а в операционной системе установлена специальная голосовая программа.

«Мы также можем самостоятельно изготавливать брайлевские книги и пополнять библиотечный фонд, – с гордостью показывает Юлия стопку объемных произведений, распечатанных на специальных принтерах. – Помимо этого, наши волонтеры делают замечательные тактильные книжки для маленьких детей. Здесь и сказки, и обучающие атласы. С их помощью мы рассказываем малышам об окружающем мире, учим распознавать фигуры животных или всевозможные предметы. Например, как объяснить ребенку, который никогда не видел, что такое яблоко? Мы берем настоящий фрукт, даем его понюхать и попробовать на вкус. Затем мы объясняем его цвет – это может быть ассоциация с теплом или холодом, запахом. Потом показываем форму яблока, изучаем его в разрезе и даем макет на плоскости. И так в разных проекциях мы знакомим ребенка с каждым предметом. Конечно, сложнее объяснить природные явления. В таких случаях нам помогают именно тактильные книги».

Расширяя границы возможного

Юлия поясняет, специалисты библиотеки – тифлопедагоги и психологи – начинают работать с детьми в возрасте от трех лет. Важно, чтобы родители как можно раньше привели малыша к профессионалу и начали заниматься его развитием.

«Многие семьи, к сожалению, упускают момент, когда нужно приступать к обучению незрячего или слабовидящего ребенка, когда он открыт для новой информации и готов впитывать знания, – продолжает заведующая методическим отделом. – Если занятия начались вовремя, то даже тотально слепой малыш, у которого нет сопутствующих нарушений, хорошо адаптируется в обществе. Он не будет отставать в развитии от своих сверстников и сможет пойти в школу, а затем поступить в вуз, устроиться на работу. Очень часто такие люди находят свое призвание в творчестве, психологии, юриспруденции. Много примеров и среди успешных спортсменов. Люди с ограниченными возможностями здоровья привыкли прикладывать намного больше усилий в любом деле. Как правило, они упертые, знают к чему идут и добиваются своих целей».

При этом большое значение имеет поддержка со стороны общества. Юлия подчеркивает, что пока еще нельзя говорить о полной инклюзии в нашей стране, но процесс интеграции и адаптации людей с ОВЗ находится в стадии интенсивного развития.
«Благодаря тому, что развитие инклюзии сейчас активно поддерживается государством, люди с инвалидностью перестали бояться выходить из дома. Во-первых, для них формируется доступная среда, расширяющая возможности, – уточняет специалист. – Во-вторых, если раньше они опасались, что их не примут, то сейчас общество само идет им навстречу. При этом нам важно продолжать работать как с людьми с проблемами здоровья, так и с обычными гражданами, чтобы они научились правильно коммуницировать между собой».

О том, что общество само стремится оказать поддержку людям с ограниченными возможностями здоровья, свидетельствует тот факт, что в стране реализуется все больше проектов, способствующих социализации людей с инвалидностью, повышению доступности окружающей среды. В нашем регионе ярким примером такой значимой народной инициативы является инклюзивный пляж. Проект получил поддержку не только со стороны государства (был выделен грант в размере 150 тысяч рублей), но и общественных организаций, которые внесли большой вклад в создание благоустроенного и оборудованного места отдыха. Еще один уникальный проект, инициированный воронежцами и получивший финансовую помощь федерального центра – «Театр равных». В октябре актеры представили зрителям спектакль-читку «Возрождение», который был поставлен за счет гранта, полученного на Всероссийском молодежном форуме «Таврида».

«У детей есть возможность учиться!»

10-летний Иван Чалых развит не по годам. В отличие от сверстников, играющих в машинки, на переменах мальчик углубляется в чтение. Изучать систему Брайля он начал с шести лет, когда мама привела сына в библиотеку для подготовки к школе. С тех пор Ивана от книг буквально не оторвать, читает везде: дома, на учебе, в различных учреждениях. Больше всего ему нравится православная литература, а также исторические произведения.

«По Брайлю сейчас изучает «Святые Русской земли», а из обычных плоских книг недавно мы начали «Лебединый крик» Алексеева. Это рассказы про татаро-монгольское иго, – поясняет мама Ивана, Марина. – Школьная литература Ване не так интересна, а найти что-то по его увлечению мы можем только в библиотеке. К тому же, здесь нам всегда идут навстречу и выписывают нужные произведения из Москвы и Санкт-Петербурга, потом прочитанные отправляют обратно».

Иван учится в специализированной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Все уроки в его классе ведут по системе Брайля: ребята читают и пишут таким образом. Чтобы проверять домашние задания и помогать в учебе, брайлевский шрифт изучают и родители. Взрослому он дается в несколько раз сложнее, ведь с возрастом пальцы теряют чувствительность, и различить то или иное слово уже не представляется возможным.
«Читать руками я не научилась, но визуально по точкам слова могу определить, – рассказывает Марина. – Настоящая путаница возникает, когда нужно что-то написать. Ведь для этого слова нужно отображать зеркально в обратном порядке, то есть ребята начинают предложение с середины листа и двигаются к началу, специальным грифелем они ставят точки, а затем переворачивают страницу и читают. Это очень трудно! Но главное, что у наших детей есть возможность учиться и развиваться!».

Екатерина Мельникова
239-09-68
36glch@gmail.com
Лариса Карпызина
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели