Французская «новая волна» – это эталонное явление в искусстве кино, когда стало понятно, что язык кинематографа нужно реформировать. Режиссеры по-другому взглянули на создание сценария, подбор актеров и способы съемки. Как итог – кино стало совсем другим.
Первая особенность «новой волны» состоит в том, что на экране мы видим новый тип героя – аутсайдер, яркая индивидуальность. Сюжет картины зачастую всегда прост: «холодная» красавица и влюбленный мужчина, желающий добиться взаимных чувств. Кроме того, сюжет часто взят из газетной хроники. Примером может служить фильм Жан-Люка Годара «На последнем дыхании». Сценарий для фильма режиссер попросил написать своего давнего друга Франсуа Трюффо, который первым добился успеха в «новой волне», моментально прославившись в мировом кино со своей первой полнометражной лентой «Четыреста ударов». Историю, которая стала основой для знаменитого фильма Годара, Трюффо прочитал в одной из заметок газеты. Новостной текст полосы стал сценарием, который уместился на одном листе.
Отсюда выходит и следующая особенность «новой волны» – актерская игра основанная на импровизации. Режиссеры укладывали сценарий в короткий рассказ, а потому все диалоги героев рождались во время съемочного процесса. Съемки не проводились в павильонах, потому что за частую не было денег, чтобы его выкупить. И последним нестандартным решением кинематографа была небрежность: камера как будто существовала сама по себе, и не исключено, что она порой потеряет из вида своего героя.
Такие необычные эксперименты в кино гостям лекции продемонстрировали в ленты Франсуа Трюффо «Четыреста ударов». Название фильма на французском является идиоматическим выражением, которое означает: «Сплошные неприятности». Гости познакомились не только с особенностями кинематографа того времени, но и с трудным подостком Антуаном Дуанелем, которому пришлось пройти через множество трудностей и вызвать сочувствие у всего зала.