Когда халат поверх мундира
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Когда халат поверх мундира

20 июня 2019 / просмотров – 2485
Городская жизнь

Как часто мы от жизни ждем чудес? Будем откровенны, в безвыходных ситуациях - постоянно. И, как правило, волшебство случается не благодаря вмешательству сверхъестественных сил, а участию окружающих. Например, врачей… Сколько трудных, порой безнадежных случаев было в практике подполковника медицинской службы Аркадия Михайловича Королицкого - не перечесть. Делу, о котором мечтал с детства, он посвятил 57 лет. И на протяжении всего этого времени главной наградой для него были слова благодарности от пациентов.

Биография, как география

Рассказывает о себе крайне сухо, очевидно, считая впечатляющую карьеру обычным путем военных медиков ушедшей эпохи. Впрочем, потрясающая скромность свойственна профессионалам его уровня. Это своего рода знак качества гениев.
Думалось ли ему о том, что он станет прекрасным хирургом, по пути в Воронеж летом 1941? Да каких только мыслей не было, когда они с мамой и сестренкой шли целый месяц из Украины, скрываясь от фашистов. Аркадию было 11 лет, а он уже знал, что такое бомбежка и смерть. Войну пережили в Акмолинске Казахской ССР. Там, ютясь в небольшом помещении с большим количеством эвакуированных, за чтением подвигов Геракла, мальчик твердо решил стать медиком. И уже в 1954 году, получив диплом с отличием в звании войскового врача, прибыл на свое первое место работы в Уральском военном округе. После были 17 лет по госпиталям Забайкалья – к этому периоду у собеседника трепетное отношение. ЗВО военные в шутку расшифровывали как «забудь возвратиться обратно». Именно здесь он получил практику, которой и ценны люди его профессии. Одно лечебное учреждение было похоже на другое: гроздь бестеневых ламп над операционным столом, блеск кафельных стен, менялись лишь лица больных и названия отделений… Даже в родильном пришлось потрудиться – ведь военным выбирать не приходится, приказано - выполняй. Два случая особенно врезались в память. Первый связан с кесаревым сечением. Роженица была с серьезными патологиями. Ребенок появился на свет недоношенным, весом около 800 граммов. Так как малыш признаков жизни не подал, до окончания операции его поместили в емкость и накрыли тряпкой. Когда Аркадий Михайлович накладывал последний шов, в операционной неожиданно раздалось мяуканье. На его грозное: «Почему в операционной кошка?» медсестры указали на плошку с младенцем, мол, звук оттуда… Девочка моментально оказалась на руках – отогрели, выходили. Королицкий даже кювет с подогревом придумал для новорожденной - выросла красавица! Спустя время, они приезжали с матерью, благодарили. Этот случай занесен в книгу акушерства и гинекологии Забайкальского края. Второе происшествие было связано с драмой, разыгравшейся в артели по золотодобыче. Психически неуравновешенный шабашник враз порешил всех своих «коллег». Одного с ножом в сердце удалось доставить на конной подводе в госпиталь. 70 километров везли, пробираясь сквозь снежный буран.
«Оперировал на импровизированном столе, - вспоминает Аркадий Михайлович, - на разложенном гинекологическом кресле закрепили доску, уложили пациента и я приступил… До этого момента никогда не оперировал на сердце. Но все получилось. На следующий день прибыли специалисты из Читы, оценили качество работы, состояние пациента – все в норме. Газета «Советская авиация» посвятила тогда этой истории свою заметку, приезжали из редакции, беседовали, фотографировали. Пострадавший выздоровел и потом долго писал мне письма. Бочкарник - его фамилия».

Помогать людям - обычная работа

Прекрасное чувство юмора, легкость характера, культура в общении, безупречность в работе — так о Королицком отзывались коллеги, где бы он ни трудился. После Забайкалья в его биографии был Тамбов, далее – Воронеж. В любых должностях, в основном приходилось лечебную деятельность совмещать с руководством подразделениями, Аркадий Михайлович осваивался быстро. Планерка, обход, перевязки, операционная, консультации, заполнение больничной документации – всегда был собран, корректен, справедлив, отстаивая интересы своего небольшого коллектива и проявляя участие в судьбе пациентов. Поддержкой и опорой ему во всем были две дочурки и супруга Слава, с которой прожили 65 лет. Они смогли пронести свою любовь через всю жизнь – сейчас такое редко встретишь.
Вам приходилось замечать, что есть люди, от общения с которыми на душе становится тепло? Герой нашей публикации как раз из таких. Как и многие врачи, он не делил время на личное и служебное. Потому не уходил из отделения сутками, если кто-то из больных находился в тяжелом состоянии. Сколько бессонных ночей провел Аркадий Михайлович, прежде чем вырвал из лап смерти не одну человеческую жизнь! Самоотдача, самоотречение и высочайшее мастерство – эти составляющие никакое современное и высокотехнологичное медицинское оборудование не заменит. Хотя Воронежский военный госпиталь и оснащался по последнему слову науки, на первом месте здесь всегда были квалифицированные кадры. На базе так называемой «второй хирургии» Королицкий создал отделение травматологии и возглавлял его с 1971 по 1981 год. Все это время он совершенствовал свои знания и навыки в диагностике и лечении привычного вывиха плеча. Озвученной теме посвящаются 4 тома его диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. Аккуратно прорисованные изображения, сотни листов машинописных текстов на английском и русском языках, месяцы и годы, проведенные в архиве. В связи с кончиной научного руководителя защитить ее не удалось, но есть надежда, что правнук пойдет по стопам и завершит начатое. Отслужив в погонах, отличник здравоохранения Королицкий еще 27 лет практиковал на «гражданке» в городской клинической больнице №2. Сложными морально оказались три года, когда в составе бригады на машине № 19 выезжали на места автокатастроф – многое пришлось повидать. Но виду подавать нельзя, ведь медики для обывателей – всемогущие боги. Не задумываясь, люди часто задают самый страшный вопрос: «Жить будет?» Что ответить, когда перед тобой почти непредсказуемый организм больного, а в «сундучке волшебных инструментов» - только твое мастерство?... Сотни спасенных судеб Аркадий Михайлович не считает подвигом. Ежедневный, кропотливый, незаметный труд — только и всего.
Наш герой - личность уникальная. Будучи врачом, имеет медаль изобретателя СССР, на его счету – масса рационализаторских предложений, успешно воплощенных в жизнь. А как он играет пианино – репертуар бесконечен! Талантливый человек, прекрасный семьянин, верный друг, любимый дедушка и прадедушка. Сегодня замечательному земляку под 90, а планов на будущее не уменьшается. Так держать, Аркадий Михайлович!

Анжелика Шилина
239-09-68
36glch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели