Женщины Пабло Пикассо

29 января 2017 / просмотров – 512
Культура

Гений, донжуан, отец четверых детей… Чувства накрывали его с головой, а страсть сводила с ума. Он вдохновенно писал возлюбленную и только ее, а потом… все исчезало. Пабло Пикассо перелистывал очередную страницу своего романа и уверенно начинал новую главу. Французский поэт Поль Элюар говорил о художнике, что тот любит страстно и интенсивно и убивает то, что любит.

Бедные и счастливые

С Фернандой Оливье он познакомился в 1904 году, как только переехал в Париж. Она была его натурщицей, вдохнув в Пикассо тихую радость розового периода и разомкнув печальные объятия голубого. Пабло и Фернанда жили на Монмартре в общежитии Бато-Лавуар, где обитали нищие художники. Они были молоды и прекрасны, бедны и счастливы. И Пикассо мечтал лишь о том, чтобы Фернанда лежала на диване, создавая атмосферу вдохновения, а он писал картины! Пережив тяготы бедной жизни и радость первых успехов, роман, длившийся 7 лет, сошел на нет.

Мимолетная радость

Марсель Умбер обладала хрупкой, почти прозрачной красотой. Когда они познакомились, оба были несвободны. Их охватили настолько первобытные чувства, что он дал возлюбленной имя Ева Гуэль. Судьба подарила им недолгое счастье. Ева была больна туберкулезом и умерла в 1915 году.

Пикассо страдал. Некоторое время даже прятался в тумане богемной жизни, но «разгульное уединение» длилось недолго.

Русский след

1917 год. «Русские сезоны» в Париже. Сергей Дягилев привозит балетную труппу из Санкт-Петербурга. Пикассо – друг Дягилева и автор декораций к спектаклю «Парад». Ольга Хохлова – одна из 60 балерин – необыкновенно красивая, тонкая, с королевскими манерами. Словно с другой планеты. Естественно, Пабло влюбился и начал ездить за труппой по всей Европе. «С русскими не играют, на них женятся», – говорил художник.

В июле 1918 года они обвенчались. Пикассо был уверен, что это его первый и последний брак. Увы, он ошибался.

Дамы обожали Пикассо, а он цинично говорил: «Для меня существует лишь два типа женщин – богини и тряпки для вытирания ног».

Гений быстро устал от семейной жизни. Радость отцовства не укрепила брак. Пабло не ночевал дома по три дня, а Ольга, воспитанная в православных традициях, не давала ему развода. Некогда страстная любовь переросла в не менее страстную ненависть. Пикасо не хотел терять половину своих картин при разводе и вынуждал Ольгу отказаться от имущественных претензий. Она не соглашалась и настаивала, чтобы он вернулся в семью. В ответ половину их огромной двуспальной кровати Пабло застелил старыми газетами. Отныне он рисовал жену не в романтических тонах, а в образе женщины-чудовища. Она же провела остаток жизни в одиночестве, страдая от депрессии. При этом Ольга до конца своих дней оставалась законной женой Пикассо. Она умерла от рака в 1955 году в Каннах. Пабло на похороны не поехал.

Удивительное чудовище

Он был женат, когда встретил ее. И этот факт смущал обоих меньше всего на свете. Ей было 17, ему – 46. Мария-Тереза Вальтер – его «Лолита».

«Я Пикассо! Вы и я вместе совершим великие вещи», – сказал он при знакомстве. Но тогда эта фамилия не говорила ей ни о чем…

Пабло держал в тайне связь с несовершеннолетней девушкой, хотя полотна выдавали его с головой. Углы и дисгармония ушли. Округлости, нега и чувственность заполнили картины художника.

«Он был удивительное чудовище», – говорила Мария-Тереза. Влюбившись в Пикассо, девушка готова была прощать ему все – неустойчивое положение любовницы, его бесконечные интрижки. В 1935 году у Марии-Терезы и Пабло родилась дочь Майя.

Когда у Пикассо появилась новая любовница Дора, они случайно встретились с Марией в его студии. Разгневанные женщины потребовали, чтобы он выбрал одну из них. Пабло ответил, что они должны бороться за него. И они стали бороться. Мария-Тереза не оставляла надежды, что Пикассо женится на ней. Но этому не суждено было сбыться.

Ревность и неврастения

1936 год. Парижское кафе. На ней черные перчатки, расшитые розовыми цветами. Она играет в опасную игру, острием ножа стуча между расставленными пальцами. Допускает ошибку… Пикассо выпрашивает испачканные кровью перчатки. Так начинается бурный и непредсказуемый роман.

Она была фотографом. Он рисовал ее, а она снимала его. «Я могу ее представить не иначе как плачущей», – говорил Пикассо о Доре Маар.

Эта женщина с огромными печальными глазами стала героиней большинства сюрреалистических портретов художника. В начале 40-х он устал терпеть ревность и неврастению Доры... и отправил ее на лечение в психиатрическую клинику.

Женщина-цветок

Ей шел 22-й год, ему было 62. Франсуаза Жило, «женщина-цветок». Она сумела наполнить Пикассо силами, не растратив своих. Подарила ему двоих детей и показала, что семейная идиллия – не утопия, а реальность.

В отличие от многих возлюбленных мастера, Франсуаза не сошла с ума и не покончила с собой. Точку в отношениях с художником она поставила сама, узнав о его неверности. Ее дальнейшая жизнь была богата событиями и счастливыми моментами. Издав книгу «Моя жизнь с Пикассо», Франсуаза пошла против воли Пабло, но обрела всемирную известность. Он был в ярости: «Ни одна женщина не покидает таких мужчин, как я!»

Последняя любовь

Почти сразу после ухода Жило в жизнь Пикассо вошла новая муза, который было суждено стать последней возлюбленной мастера.

Жаклин Рок познакомилась с Пабло в 1954 году, стала его второй женой и посвятила ему свою жизнь. Миниатюрная, стройная, черноволосая, с удивительным профилем, в котором Пикассо видел сходство с представительницами восточных гаремов, по характеру она была полным антиподом Франсуазы. Жаклин называла художника своим богом и царствовала в его живописи последние 20 лет. Он написал более 400 ее портретов.

Увидеть портреты этих женщин можно в Областном художественном музее имени Крамского (проспект Революции, 18).

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

В Воронеже открылась выставка Пабло Пикассо

Ольга Ласкина
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели