Действующей редакцией закона «О некоммерческих организациях» подразумевается, что оценка деятельности социально ориентированных НКО должна осуществляться федеральными органами исполнительной власти. Вместе с тем согласно другим нормативным актам, в частности закону «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», вопросы организации предоставления и контроль качества оказания общественно полезных услуг возложены на исполнительную власть субъектов.
В то же время признать социально ориентированные НКО исполнителями общественно полезных услуг может исключительно Министерство юстиции РФ, но не его территориальные органы. При этом для того, чтобы занести соответствующие некоммерческие организации в реестр исполнителей общественно полезных услуг ведомство должно обладать исчерпывающей информацией о деятельности НКО. Между тем, такие данные собирают территориальные органы Минюста России, которые регистрируют некоммерческие организации, ведут их учетные дела, а также осуществляют контрольно-надзорные функции.
Авторы законодательной инициативы утверждают, что отсутствие у федеральных органов исполнительной власти необходимой информации о работе НКО может повлечь за собой необъективную оценку деятельности организации, а также затянуть фактические сроки прохождения процедуры признания НКО исполнителем общественно полезных услуг.
Для устранения законодательных несоответствий, а также для упрощения процесса признания НКО исполнителем общественно полезных услуг законопроектом предлагается наделить регионы наряду с федеральной исполнительной властью полномочиями по оценке качества оказываемых НКО общественно полезных услуг. Кроме того, документ также предусматривает, что территориальные органы Минюста РФ смогут принимать решения о признании НКО исполнителем общественно полезных услуг и включать такие организации в реестр.
Напомним, с 1 января 2017 года учреждения, оказывающие общественно полезные услуги, могут установить статус некоммерческой организации с приоритетным правом получения мер поддержки от государства. Речь идет о том, что социально ориентированные НКО могут получать субсидии из федерального, регионального и местного бюджетов. Кроме того, у них появится возможность участвовать в госзакупках на льготных условиях.