День цвета воскресения
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

День цвета воскресения

25 апреля 2019 / просмотров – 1229
Культура

Какой была Пасха в царской России? Приглашаем вас в небольшое ретро-путешествие. 

В дореволюционных Москве и Санкт-Петербурге подготовка к Пасхе была почти также значима, как само торжество. Пик предпраздничной суеты приходился на вторую половину недели: в это время столичные жители заканчивали работу, получали остаточные и наградные выплаты.

Раннее начало пасхальных каникул позволяло людям посетить многочисленные богослужения Страстной недели.

Хлопотливая пора

Существовал список дел, который накануне Христова Воскресенья должен был выполнить каждый: устроить генеральную уборку, приготовить подарки, закупить скоромную провизию. Убирали не только дома, но и дворы, рабочие места, кладбища. По распоряжению градоначальника торговцы обязаны были привести в порядок свои лавки, солдаты – казармы. Неудивительно, что в это время возрастал спрос на услуги прачек и поломоек. Сапожникам, шляпникам, портным тоже хватало дел: ателье работали без выходных. По обычаю вся страна обновляла гардероб в преддверии Святой недели. Дешевые ткани, нитки, ленты, пуговицы и тесьма становились самым ходовым товаром. Даже самые бедные семьи стремились приодеть к празднику себя и детей: «Платья нам шили только на Пасху, из домотканого полотна».

«Постные» удовольствия

У большинства горожан с середины Страстной недели начинались пасхальные каникулы – в царской России отдыхали 10 дней. Но поскольку Великий пост еще не завершился, более того, в последние дни был самым строгим, основным развлечением жителей были прогулки. Улицы наполняли «праздношатающиеся». Единственной альтернативой этому времяпрепровождению были публичные лекции и выставки.
Балы во время Великого поста не давали. Театральные представления запрещались до 60-х годов XIX века. После в некоторых городах ввели послабления: разрешили бенефисы по субботам и спектакли с четверга Светлой недели. В Воронеже в 1876 году на сцене Зимнего драматического театра шли представления, что бурно обсуждалось в прессе. Вскоре все вновь отменили.

Гастролеры-иностранцы, напротив, пользовались огромной популярностью. Поскольку они не были православными, им разрешалось давать представления на лучших сценах, например, в Большом театре. Частыми гостями были итальянский тенор Мазини, пианист Зауэр, скрипач Томсон.

Наши актеры на длительное время оставались без средств к существованию. Хотя некоторым театральным труппам все же удалось найти выход - выдавать себя за иноземцев. Федор Шаляпин вспоминал: «Был Великий пост. По-русски петь запрещалось, и потому опера приняла название итальянской, хотя таковых в ней было только двое». Зато с началом Светлой недели открывался новый театральный сезон. Афиши расклеивались за несколько недель до старта представлений, билеты раскупались моментально.

Еще одно знаковое явление предпасхальной недели – переполненные вокзалы. Как и в наши дни, рабочие и студенты разъезжались на праздники по домам.

Под напев молитв пасхальных

Начиная со Страстной среды, в храмах шли предпасхальные богослужения. Из финальных в Великую субботу утром проходила первая пасхальная служба, и в ночь на сам праздник — Светлая воскресная заутреня.

Во время службы в церкви зажигали свечу и несли ее в жилище. Считалось, если огонь не погас в дороге, для человека будет хороший год. По прибытию зажигали багряную лампадку, с которой обходили дом. Огнем выжигали кресты над всеми дверями и изголовьями кроватей. В атрибутах праздника соблюдался главный цвет Пасхи – красный. Пурпурными были искусственные розы, которыми украшали иконы и куличи. В этот же оттенок красили яйца.

Непосредственно сам день Пасхи был загружен множеством забот. 

Христос воскрес!

После Светлой воскресной заутрени надо было похристосоваться со всеми, а потом начинать разговенье. Во многих домах в эту пору приемы пищи не делились на завтрак, обед и ужин: ели «с утра до вечера с праздничного стола, который так и не убирался».

Николай I продолжал традиции массовых христосований, заложенные его предками. Христосование царя занимало от 2 до 4 дней.

В полдень стартовали площадные гуляния и продолжались до вечера. Кукольные представления, потешные панорамы (ящик с увеличительным стеклом, где мелькают картинки), балаганы. Светские особы такие мероприятия не посещали: могли проехать мимо в карете, чтобы показать детям народное веселье.

Христосование – троекратный поцелуй с поздравлением и обменом пасхальными яйцами-писанками.

Неотъемлемой частью торжества были поздравления. Телефонная связь уже появилась, но желать блага таким образом считалось дурным тоном. Чтобы не обидеть никого из друзей и знакомых, нужно было каждого навестить лично. Приходить в гости следовало в определенное время: с 14.00 до 18.00. Если хозяев не заставали дома, оставляли визитную карточку с загнутым уголком, как знак ожидания встречи. 

В Светлую неделю запрещалось работать.

Справка «ГЧ»

На Страстную и Светлую недели запрещалось судить, взыскивать долги, сажать в тюрьму. На Пасху объявляли праздничную амнистию для тех, кто отбывал административное наказание сроком не более суток. В основном, это были загулявшие дворники, извозчики, лакеи.

Справка «ГЧ»

Красные облачения священников, свечи, цветы, ленты, платочки на головах у женщин символичны. Пасха – пунцовая, потому что – это цвет воскресения, цвет жизни и победы.  

Справка «ГЧ»

 Великий пост длился 7 недель. Любые развлечения в это время были под негласным запретом.

 

Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели