«Чтобы учебное заведение развивалось, надо ориентироваться на рынок труда»
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

«Чтобы учебное заведение развивалось, надо ориентироваться на рынок труда»

20 мая 2015 / просмотров – 2114
Образование

25 лет назад, когда Людмила Анищева возглавила СПТУ № 16, в этом училище велась подготовка по двум рабочим профессиям. С тех пор учебное заведение проделало впечатляющий путь. Сейчас это многоуровневое образовательное учреждение, в котором студенты получают знания по 23 специальностям и профессиям, широко востребованным на рынке труда. Речь о Воронежском государственном промышленно-гуманитарном колледже, инновационные проекты которого известны не только в России, но и за рубежом. Что позволяет учащимся колледжа с уверенностью смотреть в свое профессиональное будущее? Об этом и не только мы побеседовали с Людмилой Ивановной.

– За четверть века в учебном заведении, которым вы руководите, прошли серьезные преобразования. Какие достижения вы считаете самыми значительными?
– Во-первых, колледж стал крупным региональным учебным центром, который готовит специалистов не только для Воронежа, но и для области. У нас есть два филиала – в Богучаре и Кантемировке. Востребованы наши выпускники и за пределами региона.
Во-вторых, колледж успешно участвует в проектной деятельности. Так, в 2008 и 2009 годах мы стали победителями приоритетного нацпроекта «Образование», что позволило поднять на высокий уровень учебно-материальную базу. Кроме того, наше учебное заведение активно развивает международные связи. Это и российско-ирландский проект по переобучению взрослого населения, и сотрудничество с Финляндией, и обмен опытом с учебными заведениями Голландии и Великобритании. Мы проводили совместные ассамблеи и научно-практические конференции, обсуждали и сравнивали методику преподавания и так далее. Эта интеграция в мировое образовательное пространство дала нам очень многое для развития.
– Западные санкции оказали какое-то влияние на эти контакты?
– Я не могу сказать, что сворачиваются контакты. К примеру, мы также продолжаем сотрудничать с финнами, есть новые перспективы в плане развития совместных проектов. Кроме того, наш колледж участвует в международном движении Worldskills, в рамках которого проводятся чемпионаты профессионального мастерства. Это позволяет сравнивать результаты подготовки специалистов в различных странах. Конечно, это очень интересно и к тому же престижно, ведь участие в подобных состязаниях становится возможным, когда учебное заведение имеет серьезную материальную базу и высокий уровень подготовки выпускников. Наш колледж задействован в этом проекте по девяти рабочим специальностям. Это очень полезный опыт еще и потому, что в жюри входят профессионалы-практики. Я вообще считаю, что востребованность будущих специалистов можно проверить только через тесные контакты с предприятиями, бизнес-партнерами, организациями. Чтобы учебное заведение развивалось, надо ориентироваться на рынок труда, внедрять новые технологии подготовки.
– Как у колледжа развиваются связи с воронежскими работодателями?
– У нас сложились очень конструктивные отношения. Практически по всем направлениям подготовки существует тесное взаимодействие с социальными партнерами. Так, по экономическим специальностям нашим многолетним стратегическим партнером является Ассоциация «Галерея Чижова». По техническому направлению мы сотрудничаем с ОАО «Воронежский завод полупроводниковых приборов – Сборка». По старейшей специальности нашего учебного заведения «Аудиовизуальная техника» у нас партнерство с кинотеатрами и так далее. Мы очень ценим эти плодотворные контакты. Они обеспечивают необходимую для подготовки будущих специалистов связь с практикой. Хочу отметить также, что важность социального партнерства в настоящее время подчеркивается на государственном уровне: президент поставил задачу разработать помимо образовательных стандартов еще и профессиональные. Сейчас особое значение приобретает сертификация прикладных квалификаций выпускников учебных заведений – то есть независимая экспертиза их профессиональных компетенций, знаний и умений, которую осуществляют специалисты, работающие на предприятиях. У нас такое испытание проводится на базе Торгово-промышленной палаты Воронежской области, и наши выпускники его успешно проходят. То есть они получают не только диплом учебного заведения, но и сертификат о профессиональной квалификации по итогам независимой экспертизы в ТПП.
– В последние годы государство стало уделять повышенное внимание социальному статусу преподавателей. На практике чувствуются позитивные перемены?
– Безусловно. Теперь у руководства образовательных учреждений есть возможность поощрять педагогов в зависимости от результатов их труда через стимулирующие надбавки. Кроме того, новая система оплаты труда дает возможность различных льгот, и для молодых преподавателей в том числе. В нашем колледже за полтора года средняя заработная плата выросла почти в два раза. Эти позитивные изменения стали возможны во многом благодаря деятельности социально ответственных политиков, таких как депутат Государственной Думы Сергей Чижов. Сергей Викторович уже много лет оказывает систематическую поддержку образовательным учреждениям в нашем регионе и ведет очень большую работу на федеральном уровне. Такая активная неравнодушная позиция приносит свои плоды.
– В связи с реформами изменилась роль директоров учебных заведений. Теперь их задачи часто сравнивают с функциями топ-менеджеров на предприятиях. А с вашей точки зрения, какими качествами должен обладать современный директор?
– Конечно, подходы и требования изменились. Сейчас мы реализуем уже третье поколение государственных образовательных стандартов, а такие нововведения требуют обучения всего коллектива – то есть повышения квалификации, постоянного роста профессионального уровня. Это очень серьезная задача. Кроме того, руководитель сейчас должен особенно чутко следить за спросом и предложением на рынке труда и думать, какие новые направления можно в связи с этим развивать в учебном заведении. Приведу пример. Еще в 2000-е годы в рамках дополнительных образовательных услуг для взрослого населения мы разработали множество обучающих программ для военных-отставников. Одна из них – подготовка техников охранно-пожарной сигнализации. Тогда все стали устанавливать такие системы, и у нас отбоя не было от желающих пройти обучение. Так же, ориентируясь на ситуацию на рынке труда, мы начали в свое время готовить нянь. А потом открыли целое направление – дошкольное образование – для обучения специалистов для детсадов. Сейчас актуальна тема импортозамещения, и мы тоже работаем в этом направлении. В свое время на ОАО «ВЗПП-С» нам было передано оборудование, на базе которого колледж сделал линию по производству микросхем для радиоэлектронной отрасли, и теперь в рамках импортозамещения мы получили заказ. Трудится целая бригада студентов… Решение подобных задач действительно «роднит» современного руководителя учебного заведения с менеджером. Но будет неверным считать, что директор сейчас – это просто управленец, который не занимается содержанием образования. Чтобы учебное заведение выполняло свои задачи максимально эффективно, руководитель должен вникать во все детали учебно-воспитательного процесса, разбираться во всех методических вопросах. Директор отвечает за качество образования.

Справка «ГЧ»

Людмила Анищева – Заслуженный учитель профессионально-технического образования РФ, Почетный работник среднего профессионального образования РФ, Почетный гражданин России, является кавалером высшей национальной награды общественного признания - ордена имени А.С. Макаренко, награждена орденом Дружбы, золотой медалью Ассоциации содействия промышленности (Франция). В 2007–2008, 2011–2014 годах была признана «Директором года».

Справка «ГЧ»

ВГПГК входит в радиоэлектронный кластер, в который включены концерн «Созвездие», Воронежский завод полупроводниковых приборов – Сборка и другие высокотехнологичные предприятия. На базе колледжа успешно действует учебный центр профессиональных квалификаций в области радиоэлектроники.

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели