Анатолий Белый в Воронеже: «Слушать поэзию более двух часов – тяжелое испытание»

12 января 2017 / просмотров – 682
Культура

Три великих имени, три судьбы, три печатных машинки, три стула, газета и несколько листов белой бумаги… 11 января в Камерном театре Заслуженный артист России Анатолий Белый представил моноспектакль «Триптих» – синтез произведений Осипа Мандельштама, Бориса Пастернака и Иосифа Бродского.

По словам актера МХТ имени Чехова, это скорее диалог, а не спектакль в привычном понимании данного слова. «Вы будете слушать, я – говорить, – сразу же предупредил зрителей Анатолий Белый. – При этом у нас будет беседа. Иногда я забываю текст, подсказывайте. Это не кокетство. Собственно, возможно, так и сложится наш диалог. К тому же здесь нет  «четвертой стены», я вас вижу и сразу же хотел бы поблагодарить за то, что пришли. На мой взгляд, слушать стихи более двух часов – тяжелое испытание. Вы здесь – и вы уже герои».

Конечно, актер немного сгустил краски. Продолжительность его моноспектакля – чуть более часа и проходит он на одном дыхании. Во всяком случае, по окончанию публика жаждала продолжения. По традиции аплодировали стоя, купая исполнителей в овациях на протяжении 10 минут.

На сцене были двое – Анатолий Белый, читающий стихи, и его друг мультиинструменталист Даниил Калашник, отвечающий за музыкальное сопровождение постановки.

«В подготовке «Триптиха» мне помог опыт, приобретенный при создании музыки для кино, – говорит Даниил. – С ее помощью можно подчеркнуть первоначальный замысел автора текста или же полностью перевернуть его. Сотрудничая с Анатолием Белым, я стремлюсь выработать общее с ним понимание смыслов, памятуя о бережном, уважительном отношении к художественному наследию поэтов, столь значимых для русскоязычной культуры XX века».

Аскетичные декорации спектакля (стулья, печатные машинки, бумага) дополнял детальный видео-арт. Его автор Елена Мовенко использовала все многообразие современных технологий – спецэффекты, плоскую и трехмерную анимацию, синтез графики и видео, коллажи.

Стоит отметить, что «Триптих» – работа многогранная. Это не только стихи трех авторов, объединенные Анатолием Белым в одну постановку. Это их сравнительный анализ. Три взгляда на XX век. Три темы – любовь, пространство и время, – рассматриваемые под разными углами. Три способа раскрытия смысла поэтического произведения – вербальный, музыкальный и визуальный.

«Неземная любовь – это то, к чему всегда стремится и никогда не может достичь поэт. «Незнакомка» Александра Блока, «вечная жена» Андрея Белого… – объясняет автор спектакля. – А земная страсть – некое страдание и импульс к творчеству. У Иосифа Бродского, к примеру, основная масса его великих стихов «произросла» от трагической любви к Марии Басмановой».

Если говорить о теме пространства, Анатолий Белый выбрал Петербург, считая его «отправной точкой русской поэзии». Причем, с Пастернаком были сложности, ведь он практически не писал о Северной столице. Но, тем не менее, актер смог найти нужное стихотворение. И оно было неожиданным для него, так как по ритму перекликалось с творчеством Маяковского.

И, наконец, самая главная тема «Триптиха» – время. Точнее отношение поэтов со временем, в котором они жили (начало, середина и конец XX века), их надежды и чаяния.

Интересно, что все три автора ассоциируются у Белого с определенным сезоном. Мандельштам – с летящей весной, Пастернак – с душным летом, а Бродский – с ноябрем переходящим в декабрь и первой порошей.

Кстати, показ «Триптиха» был приурочен к 15 января – дню рождения Осипа Мандельштама, жизнь которого неразрывно связана с нашим городом. «То, что я читаю строки этого поэта в Воронеже, вызывает дополнительный трепет», – поделился с «ГЧ» Анатолий Белый.

Ольга Ласкина
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели