«Ребенку важны любовь и признание родителей, – подчеркивает эксперт рубрики Вера Могилева, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики ВГПУ. – У каждого из нас есть базовая потребность в признании. Она начинает активно развиваться с младшего дошкольного возраста. Для малыша важно, чтобы его безраздельно любили и принимали таким как есть. А если ребенок все время слышит критические замечания в свой адрес, то понимает, что он родителей не устраивает. И тогда начинает предпринимать какие-то действия, чтобы его полюбили, (сочинять, хвастать). В этой ситуации важно, что именно родители ставят во главу угла. Если для мамы главное – внешность, дочка может говорить о себе, что она самая красивая, если успеваемость – хвастаться пятерками, полученными на уроках. В любом случае, ребенок пытается таким образом поднять свою самооценку и ждет, что получит поддержку. – Но все наоборот! Это замкнутый круг: хвастовство вызывает негативное отношение».
Почему я не лидер?
Чем старше человек, тем чаще он сталкивается с неоднозначными оценками своих действий. Ребенок начинает реагировать на критику уже в детском саду, однако наиболее остро подобного рода замечания могут восприниматься в период взросления. Если в семье его недолюбили и недохвалили, проблемы с самооценкой укореняются и растут. Дети, которые не уверенны в себе, своих силах, собственной привлекательности, зачастую выглядят «забитыми».
По словам эксперта рубрики, у каждого из нас есть базовая потребность в признании |
И немудрено: ведь кто-то становится любимчиком учителей, душой школьной компании, всегда в центре внимания и, кажется, для него открыты все двери, а другие отступают на задний план. В подобной ситуации поневоле задумаешься: «Почему я не лидер, и ко мне не проявляют столько интереса, как к этому выскочке? Я ведь тоже много всего знаю и умею!»
Умение преподнести себя
Чтобы на почве неуверенности в своих возможностях у детей не развивался внутренний конфликт, в подростковом возрасте они должны узнать о самопрезентации. Это умение заявить о себе становится все нужнее, ведь мы живем в эпоху засилья рекламы и жесткой конкуренции. Сейчас система образования может предложить ученику различные формы демонстрации его способностей.
Самооценку формируют, прежде всего, родители |
Любая школьная олимпиада направлена на то, чтобы ее участники не только проявили свои знания, но и преподнесли их ярко, интересно, чтобы все окружающие обратили внимание и запомнили. Современные подходы к обучению и воспитанию подразумевают, что в образовательном учреждении должны быть созданы условия для успешного развития личности каждого ученика. Психологи призваны помочь школьникам осознать свои индивидуальные преимущества, выработать навыки самопрезентации, поддержать стремление выражать себя, воплощать в жизнь свой личностный потенциал.
Весь мир – театр
Одним из способов, позволяющих детям даже в «сложном» подростковом возрасте освоить навыки самопрезентации, адекватного выражения собственного «Я», является театрализованная деятельность. В творческой среде гораздо легче приобретается опыт конструктивного взаимодействия со сверстниками и более взрослыми людьми. Занятия в различных театральных студиях, где царит непринужденная обстановка, позволяют участникам глубже раскрыть свои возможности и «презентовать» себя, ощущая необходимую поддержку со стороны преподавателей, товарищей по сцене и зрителей в зале.
Вера МОГИЛЕВА, директор детского Монтессори-сада «Алиса», доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики ВГПУ:
– Хвастовство – признак недостаточно адекватной самооценки, скорее всего, заниженной. Если школьник хвастает, что учится на одни пятерки, он просто хочет получить позитивную реакцию со стороны окружающих: «Какой ты молодец!» Это говорит о том, что ему не хватает поддержки. Видимо, родители изначально ставят во главу угла не какие-то личностные качества малыша, не безраздельную любовь к нему, а то, что он должен хорошо учиться.
На самом деле, у нас в России хвастовство распространено. У большинства взрослых низкая самооценка, и они часто пытаются ее поднять именно таким образом.
Самооценку формируют, прежде всего, родители. Если ребенок не слышит от них похвалы, то начинает фантазировать сам. У каждого малыша до пяти лет должна появиться уверенность в том, что он самый умный, красивый, обаятельный и привлекательный, то есть самооценка – выше среднего. Если этого не происходит, потому что нет поддержки со стороны близких, ребенок вынужден создавать себе такой образ, иногда даже с помощью лжи. Он начинает придумывать ситуации, в которых якобы сделал что-то хорошее, чтобы его похвалили. Так вырастают люди, которые любят прихвастнуть, присочинить – это сразу видно, и с ними трудно общаться именно потому, что у них потеряна связь с реальность. Эта модель поведения формируются еще в дошкольный период.