Владимир Путин отреагировал на просьбу из Воронежской области: правительству поручено рассмотреть возможность введения акциза на пальмовое масло

21 апреля 2016 / просмотров – 789
Федеральные новости

В конце прошлой недели был опубликован перечень поручений президента по итогам состоявшейся прямой линии. В частности перед правительством поставлена задача до 1 июня принять меры по обеспечению максимально полного информирования потребителя о наименованиях масел, входящих в состав продуктов питания. В перспективе – решения, которые будут приняты кабинетом министров, для молочной отрасли могут стать одной из наиболее эффективных форм антикризисной помощи.

Но, к сожалению, господдержка, какими бы разнообразными ни были используемые инструменты, не отменяет законов рынка. По словам самих фермеров, бурная деятельность фальсификаторов молочной продукции больно бьет по сельскому хозяйству. Дело в том, что себестоимость сырого молока за последний год возросла более чем на три рубля, закупочная цена – упала на рубль с лишним. Спрос мог бы сгладить последствия такого «перекоса», но российский потребитель, в большинстве случаев сам того не ведая, выбирает фальсификат.
Игра в имитацию
Суть «подделки» в замене животных жиров растительными – прежде всего, пальмовым маслом. Этот ингредиент многим из нас может показаться незнакомым. Но только на первый взгляд. Начиная с 1990-х, он чуть ли не ежедневно попадает на наш стол – под видом сливочного масла, сыров, творога, молока. Даже в тех случаях, когда производитель «играет по правилам» и называет эти продукты спредами, напитками и так далее – не каждый может догадаться, что скрывается за формулировкой «растительные жиры». А между тем, она маскирует «надувательство» потребителя, а в некоторых случаях – даже опасность для здоровья.
Естественно, пристрастие некоторых производителей к тропическому маслу – не дань моде на экзотику, и уж точно – не стремление поддержать экономики Индонезии и Малайзии – основных поставщиков этого сырья. Все объясняется более банальным желанием извлечь максимум выгоды. По подсчетам «Росконтроля» за счет дешевизны «пальмы», экономия 1 % молочного жира за месяц приносит производителям порядка 250 тысяч рублей. Платит, а вернее переплачивает, естественно, потребитель.
Без страха, но с упреком
В дискуссиях о влиянии пальмового масла на организм человека сломано немало копий. Противники «гостя из тропиков» в качестве одного из аргументов приводят решение Всемирной организации здравоохранения, которая еще в 2005 году рекомендовала сократить потребление этого продукта ввиду высоких рисков развития заболеваний сердечно-сосудистой системы.
В то же время российские ведомства, по умолчанию компетентные в этом вопросе, занимают достаточно сдержанную позицию: пальмовое масло – не яд, но обман потребителей – недопустим. В частности, в феврале министр здравоохранения Вероника Скворцова, ссылаясь на данные научно-исследовательского института питания, отметила: «Убедительных доказательств негативного влияния пальмового масла не выявлено». А уже в начале апреля с ней «заочно» согласилась глава Роспотребнадзора Анна Попова: «В небольших количествах этот продукт не вредит. Научных подтверждений того, что его употребление приводит к инфарктам, инсультам и атеросклерозу нет». Вместе с тем, она подчеркнула, что любая попытка продать под видом натуральной продукцию с измененным составом должна строго пресекаться, и ее ведомство готово раскрыть на своем портале данные по всем подделкам, «рассекретив» конкретных производителей.
В действительности, представители каждого лагеря по-своему правы. Существует две разновидности «пальмы» – пищевая и техническая. В то время как первая проходит качественную очистку, богата витаминами А, Е и в умеренных количествах не наносит вреда человеческому организму, в составе второй обнаруживаются продукты окисления жиров, которые, в том числе, могут провоцировать развитие онкологических заболеваний. К тому же, этот тип сырья не предназначен для использования в пищевой промышленности, соответственно, и условия его транспортировки оставляют желать лучшего. Но и «ценник» выглядит значительно привлекательнее.
Ударим акцизом по фальсификату?
Наиболее резонансной из предложенных мер стало введение акцизов на пальмовое и другие масла тропического происхождения. Проработать такую возможность профильным ведомствам поручил Владимир Путин. На первый взгляд, продуманная система налогообложения, сделав использование «пальмы» экономически нецелесообразным, может способствовать снижению доли фальсификата в продукции, представленной на рынке, и одновременно увеличить приток доходов в федеральный бюджет. В поддержку данной инициативы и ранее высказывались глава Минфина Антон Силуанов и руководитель Минэкономразвития Алексей Улюкаев.
«Не в тренде» оказались антимонопольщики. Еще в феврале глава управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса ФАС Анна Мирониченко заявила, ее ведомство – против: «Введение акцизов неминуемо приведет к росту цен на продукты с использованием пальмового масла».
По всей видимости, правительство, тщательно проанализировав все риски, все-таки встало на сторону ФАС. На днях министр сельского хозяйства Александр Ткачев заявил: «Пальмовое масло используется не только в молочной отрасли, но и в кондитерской, и в масложировой. Акциз может подорвать их стабильность».
По всей видимости, российские власти пойдут по пути информирования потребителя. Предполагается, что специальная маркировка должна будет занимать не менее трети этикетки. Возможно, будет ужесточено наказание за указание недостоверной информации о составе продукта: сейчас «планка» установлена на уровне отметки в 50 тысяч рублей.

На поиск наиболее взвешенного решение у правительства осталось чуть более месяца и «ГЧ», конечно, будет следить за развитием дискуссий. Вместе с тем, хочется верить, что они не превратятся в «охоту на ведьм». Ведь, по большому счету, проблема не в пальмовом масле, а в том, что недобросовестные производители, вводя потребителя в заблуждение, с одной стороны, вынуждают его переплачивать, с другой – лишают возможности самостоятельно решать, какие продукты включать в меню своей семьи.

Справка «ГЧ»

Рецепт победы над фальсификатом от воронежских активистоКак показывает практика общественного движения «Качество нашей жизни», проблема фальсификации молочной продукции касается всех регионов нашей страны, в том числе и Воронежской области. В прошлом году по итогам проверок, проведенных активистами организации, 60 наименований продукции было квалифицировано как подделка.
По словам руководителя общественного движения «Качество нашей жизни» Николая Дегтярева, введение дополнительного обязательства информировать потребителя о наличии в составе продукта пальмового масла не принесет желаемого результата. Недобросовестные производители, указывавшие состав продукта мелким шрифтом или вовсе заинтересованные в том, чтобы его скрыть, найдут способ обойти закон. Вместе с тем, Николай Михайлович и его соратники, руководствуясь опытом, готовы предложить алгоритм, следуя которому, можно значительно повысить качество продуктов питания. В числе предложений следующее:

  • На уровне региона определить структуру, ответственную за продовольственное обеспечение населения товарами от местных производителей
  • Создать независимую лабораторию для проведения комплексного исследования качества пищевого сырья и готовой продукции, которая будет оснащена ее современным оборудованием. Мощности 11 аккредитованных лабораторий, по словам Дегтярева, не могут выполнить и десятой части требуемого объема исследований.
  • Создать систему информирования широких слоев населения о качестве пищевых продуктов, представленных на потребительском рынке. Она должна включать реестр местных производителей, предприятий розничной торговли и общепита.
Экспертное мнение

«Союзмолоко»: необходимо ужесточить наказание за производство фальсификата

«Произведенные нами расчеты показывают, что доля молочного фальсификата на рынке составляет порядка 8 – 10 %. Роспотребнадзор, являясь профильным контролирующим ведомством, имеет схожие данные, поэтому сведения о больших масштабах фальсификации не соответствуют действительности, – пояснили корреспондентам «ГЧ» в пресс-центре «Союзмолоко». – Обязанность информировать потребителя уже есть - она зафиксирована законом о техническом регламенте на молоко и молочную продуцию. Его нарушают из-за низких штрафов. Мы считаем, что необходимо ужесточить наказание за производство фальсификата. При этом, при внесении поправок в КоАП необходимо учесть, что более жесткие санкции должны применяться только к тем, кто некорректно маркирует продукцию в части содержания растительных жиров и вводит потребителей в заблуждение. Иные ошибки в маркировке не должны иметь аналогичных серьезных последствий. Что касается инициативы, связанной со введением акцизов на пальмовое масло, в краткосрочной перспективе она может спровоцировать удорожание продукции низкого ценового сегмента, но не поможет в борьбе с фальсификатом – этот растительный ингредиент можно заменить любым другим. Потребителям в этой ситуации можно порекомендовать отдавать предпочтение брендам давно представленным на рынке и дорожащим своей репутацией».

Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели