Весенняя сессия Госдумы: как это было

29 июня 2016 / просмотров – 350
Федеральные новости

В пятницу, 24 июня, Госдума подвела итоги весенней сессии-2016. Всего с начала года было рассмотрено более 850 законопроектов. Из них принято порядка 390 законов. А за весь завершающийся депутатский созыв – около 1850. Это почти на 15% выше показателя предыдущего состава нижней палаты парламента.

Более подробно основные результаты работы прокомментировал депутат Госдумы от Воронежской области, член Комитета по бюджету и налогам Сергей Чижов.

«Современные вызовы потребовали содержательной и плодотворной работы»
– Сергей Викторович, каковы, на Ваш взгляд, особенности и ключевые достижения прошедшего созыва?
– Современные вызовы потребовали от нас содержательной и плодотворной работы. Из почти 2 тысяч принятых законов значительная часть была направлена на создание условий для развития экономики. Это касается, например, документов, подготовленных мной в рамках работы в бюджетном комитете по поддержке малого и среднего бизнеса – в частности, установление двухлетних налоговых и трехлетних надзорных каникул для предпринимателей.
Большая работа проделана по принятию закона о промышленной политике, которая позволяет определить стратегию развития этой сферы и развивать территории по отраслевому принципу.
Кроме того, был принят комплекс нормативно-правовых актов, создающих условия для дальнейшего роста сельского хозяйства в условиях курса на импортозамещение. В частности, буквально на днях одобрен закон о вовлечении неиспользуемых земель в сельскохозяйственное производство.
Наша деятельность затронула практически все сферы и отрасли законодательного регулирования. При этом, в силу сложившейся ситуации, приоритет был отдан решению наиболее важных вопросов в экономике и социальной сфере.

Оговорка на пользу делу
– Продолжая тему экономики, какие законодательные решения сессии были направлены на улучшение инвестиционного климата и повышение качества реализации закона о промышленной политике?
– В данных целях в середине мая мы приняли один из важнейших законов. Он позволяет всем регионам снижать ставку налога на прибыль для новых предприятий. Льгота будет предоставляться в пределах осуществленных инвестором капитальных вложений. Таким образом, за счет снижения фискальной нагрузки он сможет покрывать осуществленные им затраты.
На аналогичных принципах можно уменьшать налоговую ставку и в рамках специнвестконтрактов. Дополнительно для них будут действовать «дедушкина оговорка». Она заключается в запрете менять условия налогообложения до истечения срока действия льготы или окончания специнвестконтракта.
Еще один подготовленный нами с депутатами законопроект создает правовую базу для развития технопарков. В том числе за счет закрепления порядка применения к ним стимулирующих мер. Это позволит повысить эффективность работы таких инфраструктурных комплексов и создать необходимые условия для их господдержки. Напомню, в настоящее время у нас в регионе успешно функционируют 4 технопарка, в которых располагаются более 80 малых инновационных предприятий.

– Какие законодательные новации сессии повлияют на развитие малого и среднего бизнеса?
– Это одно из приоритетных направлений деятельности Госдумы. Поэтому таких законов достаточно много. Остановлюсь лишь на основных решениях в налоговой сфере.
В частности, мы приняли поправки, подготовленные мною в соавторстве, продлевающие на три года, до 1 января 2021 года, действие ЕНВД. Это один из самых популярных режимов налогообложения малого бизнеса. Сейчас данный налог платят порядка 2,5 миллиона хозяйствующих субъектов. Из них более 2,1 миллиона – индивидуальных предпринимателей. Еще около 300 тысяч – это организации, которые, преимущественно, работают в сфере торговли.
Особое значение этот налоговый режим имеет для муниципалитетов. Для них он один из основных источников пополнения местной казны. Например, сводный бюджет Воронежской области, куда входят и все муниципальные финпланы, за счет ЕНВД в прошлом году пополнился почти на 1,5 миллиарда рублей, что на 5,2 % больше показателей 2014 года.
Также мы расширили перечень сведений, не относящихся к налоговой тайне. Это даст предпринимателям возможность получать необходимую информацию о контрагентах. Что минимизирует их риски, в том числе налоговые.
Кроме того, для бизнеса вводится упрощенный порядок открытия банковских счетов. Это происходит за счет отмены обязательного требования банками свидетельства о постановке на налоговый учет для большинства компаний и ИП.

Особые условия для сельхозпроизводителей
– В продолжение темы – были ли приняты отдельные законодательные решения для налогоплательщиков-сельхозпроизводителей?
– В данном направлении мы также приняли важные поправки. Они фактически приравнивают доход от оказания вспомогательных услуг к сельскохозяйственной выручке. Это касается, например, обработки почвы и уборки зерновых культур, оказываемых одними сельхозпроизводителями другим. При этом доля от оказания таких услуг в общем доходе должна составлять не менее 70 %. Это позволит применять единый сельхозналог данным категориям налогоплательщиков. В целом же, поправки будут способствовать всесторонней поддержке сельхозкооперации. Особенно в малых ее формах – обмене техникой и оказании фермерами своих услуг.

Офшоры изолированы от господдержки
– На своем депутатском отчете перед региональной Общественной палатой за 2015 год Вы уделили особое внимание законодательной борьбе с офшорами. Удалось ли в этом году еще продвинуться в решении этой задачи?
– Еще в самом начале весенней сессии мы приняли целый ряд важных решений в данном направлении. Был введен прямой запрет на предоставление господдержки офшорным компаниям. Также скорректирован закон о контролируемых иностранных компаниях. Поправки, в частности, упростили процедуру раскрытия информации добросовестными налогоплательщиками.
Еще один закон, подготовленный мною в соавторстве, создал барьер на пути использования незаконных схем при уплате процентов по займам. В том числе между взаимозависимыми российскими и зарубежными компаниями. Как результат – чистый вывоз капитала только за пять месяцев текущего года в аналогичном сравнении уменьшился четырехкратно, до 12,7 миллиарда долларов США.

Ремонт дорог оплатят те, кто сильнее их эксплуатирует?
– Одним из наиболее острых вопросов является качество российских дорог.
– Решить данную проблему можно только комплексным путем. Конечно, одна из важнейших составляющих – финансовая. Поэтому, например, ко второму чтению мы увеличили процент от дополнительных топливных акцизов, направляемых в региональные дорожные фонды. В результате чего они должны пополниться на сумму порядка 50–60 миллиардов рублей.
Кроме того, ранее государство наложило дополнительную финансовую нагрузку на тех, кто наиболее интенсивно эксплуатирует дороги – владельцев большегрузов. Однако фактически сложилась ситуация их двойного налогообложения. Так как собственники платят еще и транспортный налог. Поэтому уже под занавес сессии мы решили до конца 2018 года фактически отменить его для владельцев грузовых автомобилей массой более 12 тонн. В том числе – для сельскохозяйственных производителей. Сделано это будет за счет вычета из транспортного налога суммы платежей в системе «Платон». Отмечу, что по итогам семи месяцев работы данного механизма взимания платы с грузовиков в дорожный фонд собрано более 9,2 миллиарда рублей. Причем часть средств уже распределена между регионами.
До окончания введенного нами льготного срока вопрос налогообложения будет рассмотрен дополнительно.

Справка «ГЧ»

СПРАВКА «ГЧ»
В мировой практике под «дедушкиной оговоркой» понимается принцип защиты инвестора от изменения законодательства принимающей стороны.

Леонид Старооскольский
239-09-68
36glch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели