В стране стреляющих гор...
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

В стране стреляющих гор...

15 февраля 2019 / просмотров – 1717
Городская жизнь

30 лет назад был завершен вывод советских войск из Афганистана. События в этой стране оставили глубокие шрамы в судьбах тысяч наших соотечественников. Афган для нас феномен, уже неразделимый с российской историей, ставший частью ментальности, символом мужества и стойкости подчас совсем еще молодых ребят, оказавшихся в пекле ожесточенного противостояния. Своими воспоминаниями о пережитом там с «ГЧ» поделились наши земляки.

«Нас подняли ночью по тревоге…»
Заместитель главы воронежского отделения Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане, подполковник в отставке Николай Колесников был среди военнослужащих, направленных «за речку»* в числе первых. Тогда, в декабре 1979-го двадцатичетырехлетний лейтенант Колесников служил в Алма-Ате, в воинской части, позже ставшей ядром 66-й отдельной мотострелковой бригады, история которой тесно связана с Афганом. «Нас подняли ночью по тревоге, загрузили в эшелоны и – вперед с песней. Куда едем, никто не говорил», – рассказывает Николай Иванович. О том, что путь лежит в страну, где разгорелась гражданская война, стало известно только после прибытия в город Термез на узбекско-афганской границе. Вскоре начались полные риска боевые будни в государстве, раздираемом глубокими противоречиями.

Для молодого поколения, не нюхавшего пороху, общение с участниками афганских событий - встреча с живой легендой


«Перед нами стояли задачи по оказанию помощи местному населению и борьбе с бандформированиями, – поясняет Колесников. – Я командовал разведротой. Мы должны были не допустить внезапного нападения душманов на основную колонну наших сил. Ответственность большая: мы идем впереди, за нами – бригада. Не обнаружим противника – будут потери. Мы должны были их предотвратить». Это давалось тяжелой ценой. Разведчики подрывались на минах, которыми моджахеды «нашпиговывали» дороги и горные тропы. Не раз попадал в опасные переделки наш собеседник. Он перенес два ранения, две контузии, и каждый раз возвращался в строй.

Я и не думал, что наши солдаты будут так воевать. Были случаи, когда нас зажимали в ущельях. Передаешь комбату: «Батя, что делать?» Он: «Отходи». Даешь команду на отход, а бойцы в ответ: «Товарищ лейтенант, мы что, не русские люди что ли?» Не хотели отступать, такие вот ребята…

«В начальный период мы не имели опыта ведения боевых действий в горных условиях. Он нарабатывался постепенно и применялся в подготовке военнослужащих, которые приходили нам на смену», – отмечает Николай Иванович. Важно было учитывать многие детали, вплоть до того, что в горах зрительное восприятие обманчиво, далекие объекты кажутся ближе, чем на самом деле. Не стоит забывать и о том, что душманы отлично знали местность, и ловко использовали это преимущество, навязывая партизанские методы войны.
Но, несмотря на все трудности, советские военнослужащие проявляли поразительные отвагу и решительность. «Я и не думал, что наши солдаты будут так воевать, – подчеркивает Колесников. – Были случаи, когда нас зажимали в ущельях. Передаешь комбату: «Батя, что делать?» Он: «Отходи». Даешь команду на отход, а бойцы в ответ: «Товарищ лейтенант, мы что, не русские люди что ли?» Не хотели отступать, такие вот ребята…» Сам Николай Иванович награжден за высокое мужество при исполнении интернационального долга орденом Красной звезды и другими почетными наградами. Сегодня, по прошествии многих лет, когда за плечами у него долгая служба, два огненных афганских года все также свежи и остры в его памяти, словно «из-за речки» он вернулся только вчера. Колесников – активный участник общественного движения воинов-афганцев.

«В Афганистане меня поразила нищета»
С декабря 1979-го по июль 1981-го выполнял интернациональный долг в Афганистане председатель Левобережного отделения ветеранской организации воинов-афганцев, подполковник в отставке Михаил Андронников. В том переломном декабре он, в ту пору – майор, нес службу в составе 5-й гвардейской мотострелковой дивизии в самой южной точке СССР – туркменском городе Кушка. После того как советское руководство приняло решение о вводе войск в ДРА,** воинское соединение было домобилизовано до штата военного времени и переброшено на афганскую территорию.

«В Афганистане меня поразила нищета, – рассказывает Михаил Михайлович. – Когда мы входили в ДРА, ударил сильный мороз, но дети при этом бегали по улицам чуть ли не босиком. Удивило и то, что абсолютное большинство населения было неграмотным». Он также отмечает, что обитатели бедных кишлаков относились к советским военнослужащим доброжелательно и связывали с присутствием наших войск надежду на прекращение распрей в республике.
Зона ответственности дивизии простиралась на сотни километров. В число ее задач входили крупные рейдовые операции по освобождению населенных пунктов, захваченных моджахедами. Андронников служил в политотделе соединения и вместе с другими военнослужащими участвовал в этих масштабных рейдах.

В начале мая 1980 года в районе города Лашкаргах была обнаружена крупная группировка душманов численностью до 6 тысяч человек. «Я отправился туда вместе с разведротой, затем подошли другие войска, – рассказывает Михаил Михайлович. – Мы «втянулись» в ущелье и попали в засаду. Причем наши силы находились в очень неудобном положении: душманы обстреливали нас сверху, спереди-сзади были подорваны боевые машины пехоты … Бой шел до глубокой ночи. Нам удалось вырваться, но, к сожалению, не обошлось без потерь».
Горечь утраты усиливал тот факт, что она пришлась на особую дату. Тяжелое противостояние продолжалось в ночь с 8 на 9 мая. Вертолеты забирали раненых и погибших в День Победы… Но война есть война, она беспощадна. И уже тогда было ясно, что советские войска в Афгане оказались втянутыми в длительный вооруженный конфликт.
Сообразно новым обстоятельствам совершенствовался подход к организации советского военного присутствия в ДРА. Так, например, если раньше военнослужащие размещались в палатках, с которыми обычно выезжали на учения, то постепенно начали использовать быстровозводимые модули по типу легких финских домиков.
Из СССР регулярно ходили колонны, которые подвозили боеприпасы, топливо, продовольствие. Их охраняли танки, БМП, а с воздуха прикрывали вертолеты. Четко работала полевая почта – письма от родных доставляли даже в районы боевых действий в горах…
С большой теплотой наш собеседник вспоминает дух товарищества, надежное чувство плеча, помогавшие выстоять в суровых боевых условиях. Сегодня он продолжает хранить верность воинскому братству. Кавалер ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени Андронников ведет активную работу в сплоченном ветеранском строю.

В борьбе за дорогу жизни
С мая 1981-го по июль 1983-го воевал в Афганистане еще один собеседник «ГЧ» – полковник запаса Александр Зайцев. До боевой командировки «за речку» он три года служил в Ленинградском военном округе. «Мне предложило командование части выполнить интернациональный долг, я согласился, – рассказывает Александр Николаевич, который в то время был старшим лейтенантом. На сборы выделили полтора месяца. В рамках подготовки были сделаны прививки от различных инфекционных заболеваний, проведены занятия, посвященные особенностям страны, в которой предстояло выполнять боевые задачи.

В ДРА Зайцев нес службу в составе 108-й мотострелковой дивизии, которая в декабре 1979 года была введена на территорию Афганистана. «Стояла задача не допустить нападения душманов на колонны с материально-техническими средствами, боеприпасами, продуктами, которые следовали в ДРА из СССР. Я также принимал участие в различных боевых действиях, рейдах по прочесыванию местности в горах», – поясняет Александр Николаевич.
Львиная доля грузов шла через перевал Саланг. По дороге, построенной еще до военных событий советскими специалистами, обеспечивалось снабжение нашего воинского контингента жизненно необходимыми ресурсами. Надо ли говорить, что к этой стратегически важной транспортной артерии было приковано огромное внимание душманов.

В Панджшерском ущелье действовали отряды, которыми командовал один из лидеров вооруженной афганской оппозиции Ахмад Шах Масуд. Душманы выходили в район перевала Саланг, атаковали советские колонны. Александр Николаевич участвовал в операциях, призванных блокировать маршруты выдвижения моджахедов и не допустить их проникновения на дорогу жизни. За успешное ведение боевых действий и высокое мужество, проявленное при выполнении задач в Афганистане, наш собеседник награжден орденом Красной звезды, медалью «За боевые заслуги» и именными часами. Сегодня опыт, который ковался в ходе сложнейших операций в ДРА, неотъемлемая часть подготовки Вооруженных Сил. К слову, все герои этого материала внесли свой вклад в обучение новых поколений военных профессионалов.

Нельзя не отметить и то, что служба в условиях, где повсюду подстерегали опасности, требовала неординарных выдержки и стойкости. Впрочем, те, на чью долю она выпала, рассказывают об этом как о данности, без пафоса. Долг, честь, готовность в любой момент отправиться, куда прикажет Родина, для них неотъемлемые составляющие воинского призвания. «Мы выполняли свои обязанности, – говорит Александр Николаевич. – Я окончил Ленинградское общевойсковое командное училище. Нас учили воевать. Офицер, военнослужащий, он ведь в мирное время занимается служебно-боевой подготовкой, а в военное – его предназначение вести боевые действия. Кроме того, рядом были боевые товарищи. Мы решали стоящие перед нами задачи бок о бок, и каждый знал, что есть плечо, на которое можно опереться в трудную минуту». Эта дружба, прошедшая суровую проверку в ратном деле, не тускнеет с годами. Как и другие воины-афганцы, Александр Николаевич поддерживает тесную связь с сослуживцами.

«Наша цель – всесторонняя поддержка ветеранов боевых действий»
Через горнило войны в ДРА прошел председатель региональной организации Российского союза ветеранов Афганистана, кавалер ордена Красной Звезды и других высоких наград полковник в отставке Владимир Михайленко. Он служил «за речкой» с июня 1984-го по август 1986-го. Первоклассный военный летчик Михайленко летал на штурмовиках, обучал самостоятельному ведению боевых действий летный состав афганских ВВС, чтобы войска ДРА могли выполнять задачи не только под прикрытием нашей авиации.

 

В стране, охваченной войной, опасности подстерегали повсюду. На фото - самолет, взорванный в результате диверсии душманов

Сегодня Владимир Григорьевич – один из ярких лидеров общественного движения. Организация, которую он возглавляет уже много лет, ведет под его началом многоплановую работу. «Наша цель – всесторонняя поддержка ветеранов боевых действий, выполнявших служебный долг в Афганистане и других «горячих точках». Круг задач, с которыми мы работаем широк. Это социальная и правовая защита, помощь в медицинской и социальной реабилитации, улучшении бытовых условий», – уточняет Михайленко. Актив организации поддерживает тесную связь с другими ветеранскими объединениями, в том числе с теми, что находятся на Донбассе, участвует в гуманитарных акциях. Не менее важные направления работы – сохранение исторической памяти о подвигах воинов, патриотическое воспитание молодежи. «В нашей деятельности нам оказывает серьезную помощь депутат Государственной Думы Сергей Чижов, который активно защищает интересы военнослужащих и ветеранов на законодательном уровне и тесно сотрудничает с региональными общественными организациями, – подчеркивает наш собеседник. – Это многолетнее конструктивное взаимодействие, которое позволяет решать важные вопросы. Особенно мы благодарны за поддержку членов семей погибших военнослужащих».

*«За речку» (то есть на территорию за пограничной рекой) – так воины-афганцы называли боевые командировки в Афганистан.
**Демократическая республика Афганистан. Официальное название государства с апреля 1978 по ноябрь 1987 годов.

На главном фото - Александр Зайцев с личным составом роты.

Фото Ларисы Карпызиной и из личных архивов героев материала.

Справка «ГЧ»

В боевых действиях в Афганистане участвовало 5 тысяч 200 жителей Воронежа и области. 162 из них погибли и трое пропали без вести. Имена наших, земляков, отдавших свои жизни, сражаясь на афганской земле и в других вооруженных конфликтах, высечены на памятнике воинам-интернационалистам, установленном рядом с часовней на Московском проспекте.

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели