К обсуждению злободневных проблем были приглашены руководители Миниэнерго, Минстроя, Минэкономразвития, ФАС, ФСБ, крупнейших энергетических компаний – «Газпром», «ФСК ЕЭС», «Российские сети», а также отраслевых экспертных и общественных организаций. Официально тема обсуждения звучала так: «Платежная дисциплина в ТЭК. Практика применения федерального закона от 3 ноября 2015 года № 307 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов».
Острая проблема
Представители профессионального сообщества попробовали разобраться, как работает на практике принятый в 2016 году закон об укреплении платежной дисциплины в ТЭК. Ситуация меняется к лучшему, но не так как хотелось бы – проблема остается одной из самых острых в отрасти.
В центре внимания участников прений был новый законопроект Правительства РФ, направленный на совершенствование порядка оплаты поставленных ресурсов организациями, которые приобретают тепловую энергию и горячую воду, после чего осуществляют тепло- и водоснабжение потребителей.
Парадоксальная ситуация
Новые поправки в закон призваны ужесточить отчетность энергосбытовых компаний, которые, получая неплохие деньги с налогоплательщиков, далеко не всегда эффективно расходуют эти средства. В связи с этим от Министерства энергетики РФ поступило предложение ввести лицензирование организаций этого профиля деятельности наравне с банковскими учреждениями.
Порой складывается парадоксальная ситуация, что перепродавцы энергоресурсов наделены исключительным правом получать с потребителей повышенную неустойку за несвоевременную оплату своих услуг, сами же, оказываясь в аналогичной роли задолжников, под такие санкции не попадают. Любопытно, что рост просроченной дебиторской задолженности по группе оптовых покупателей и перепродавцов в сфере теплоснабжения составляет 57%.
Для всех одна неустойка
Правительственный законопроект предусматривает повышение неустойки за просрочку оплаты за энергоресурсы на всю цепочку перепродавцов. Вводится пени за несвоевременные платежи для предприятий, приобретающих тепловую энергию в целях ее дальнейшей продажи конечным потребителям или другим тепло- и водоснабжающим компаниям в том же размере, который предусмотрен и для организаций, управляющих многоквартирными домами.
По мнению авторов, предложенные нововведения должны позитивно сказаться на поступлениях средств в адрес производителей и поставщиков тепловой энергии, при этом интересы конечных потребителей ресурсов не будут затронуты. Отмечается, что принятие данного законопроекта не потребует дополнительных расходов со стороны федерального и иных бюджетов.