В Госдуме обсудили прогрессивную шкалу НДФЛ

12 октября 2017 / просмотров – 157
Официально

12 октября на очередном пленарном заседании депутаты Госдумы рассмотрели поправки в Налоговый кодекс РФ.

Прогрессивная шкала налогообложения – система, в основе которой – принцип увеличения ставок в зависимости от роста уровня облагаемого дохода налогоплательщика. Плоская шкала, которая на сегодняшний день действует в России, предполагает единый подоходный налог при любом уровне дохода. Сторонники единой ставки видят в ней серьезный стимул к работе: если люди могут сохранить большую часть своего более высокого дохода, они имеют больше мотивации зарабатывать, что, безусловно, сказывается на экономическом росте в стране. Те, кто поддерживают прогрессивный налог, утверждают, что именно такой подход – наиболее справедлив, поскольку освобождает бедных от уплаты НДФЛ и в то же время увеличивает фискальную нагрузку на богатых.
Напомним, что именно такое – «прогрессивное» – налогообложение физических лиц со ставкой от 12 до 30 % существовало в России с начала рыночных реформ и вплоть до 2001 года. По инициативе действующего главы государства Владимира Путина был реализован переход на плоскую шкалу НДФЛ на уровне 13 %. Эксперты отмечают, что это решение во многом способствовало на тот момент резкому росту собираемости налогов и выводу экономики из «тени».

Хорошо забытое старое

Введение прогрессивной шкалы в этот раз было предложено в форме 4-х альтернативных документов тремя оппозиционными фракциями.
Так, «Справедливая Россия» предложила ставку в размере 13 % для доходов, не превышающих 5 миллионов рублей в год. Если заработок составляет от 5 до 50 миллионов, устанавливается ставка в 18 %. Доходы от 50 до 500 миллионов будут облагаться налогом в 23 %, свыше 500 миллионов – 28 %. Как отмечают разработчики инициативы, число граждан, чей доход в год превышает 5 миллионов рублей, (и которых, собственно, коснется новация) составляет не более 0,2 % социально активного населения России. При этом совокупный объем их доходов – это почти 30 % всех доходов граждан РФ.
Другая инициатива – уже коммунистов – устанавливает градацию месячного дохода в следующих пределах: до 400 тысяч рублей, от 400 тысяч до миллиона рублей и свыше миллиона рублей. Ставка будет составлять, соответственно, 13 %, 30 % и 50 %.
Еще одна альтернативная версия документа от ЛДПР предлагает не взимать подоходный налог при заработке до 180 тысяч рублей в год (примерно 15 тысяч в месяц). При доходах от 180 тысяч рублей до 2,4 миллионов рублей (200 тысяч в месяц), предлагается налоговая ставка в размере 13 %. Если годовой доход от 2,4 до 100 миллионов рублей – налог составит 288,6 тысяч рублей плюс 30 %. От 100 миллионов рублей – фиксированная сумма плюс 70 %.
И, наконец, четвертый вариант новации – снова от эсеров – касается тех, чьи годовые доходы превышают 24 миллиона рублей. Если заработок человека больше этой суммы, но не превышает 100 миллионов, налоговая ставка составит 13 %, заработав от 24 до 100 миллионов, придется выплатить 25 %, от 100 до 200 миллионов рублей – 35 %, по доходам свыше 200 миллионов налог составит 50 %.

Работа над ошибками

Отметим, что все четыре инициативы были отклонены на пленарном заседании Госдумы. Дело в том, что существуют определенные негативные стороны перехода на прогрессивную шкалу налогообложения. Как было озвучено на предваряющем сегодняшнюю «пленарку» заседании ответственного Комитета по бюджету и налогам, новое налогообложение может вызвать снижение заработных плат, поскольку нагрузка на работодателей будет повышена.
Еще один минус системы – сложность администрирования налогов, и как следствие – очередной «побег» капиталов в оффшоры.
Как следует из заключения Комитета, рекомендовавшего нижней палате парламента отклонить в первом чтении все четыре законопроекта, переход на прогрессивную шкалу увеличит административную нагрузку на граждан. Вырастет число деклараций от тех, кто работает по совместительству, и это может потребовать увеличения штатной численности специалистов налоговых органов, что тоже ударит по федеральному бюджету.
Новый подход к налогообложению, по мнению Счетной палаты РФ, вызовет рост «теневой» занятости и снизит поступления в консолидированные бюджеты регионов. А между тем, здесь в последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста поступлений. Так, по данным ФНС, поступления сумм НДФЛ в 2014 году составили 2,7 триллиона рублей, в 2015 – 2,8 триллиона рублей, в 2016 – уже 3 триллиона рублей. К слову, Правительство РФ ранее также дало отрицательный отзыв на новации.
Напомним, действующее законодательство устанавливает ставку в 13 % годовых для большинства видов доходов физических лиц и повышенную в 35 % в отношении доходов, не связанных с выполнением налогоплательщиками работ (оказанием услуг). Кроме того, в российском законодательстве предусмотрена поддержка тех, кто имеет невысокие доходы. К примеру, установлены стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты. Все это, разумеется, подвергнется пересмотру в условиях реформирования.
Выступая сегодня на пленарном заседании, председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров назвал плоскую шкалу НДФЛ – на сегодняшний день преимуществом для российской экономики, отмечая, что прогрессивную – не поддерживают и регионы.

Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели