«Соединяем берега – в срок и на века»
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

«Соединяем берега – в срок и на века»

5 декабря 2018 / просмотров – 980
Бизнес

ЗАО «Воронежстальмост» отмечает юбилей

21 декабря завод преодолеет 70-летний рубеж. Как за эти годы выросли масштабы предприятия, расширилась география работ, шагнули вперед технологии, а что осталось неизменным корреспонденту «ГЧ» рассказал генеральный директор завода Андрей Владимирович Боровиков.

ЗАО «Воронежстальмост» появился в первые послевоенные годы. Расскажите, с чего все начиналось?
Решение о строительстве в Воронеже специализированного мостостового завода было принято Государственным Комитетом Обороны в 1944 году. Ведь в годы Великой Отечественной войны было разрушено 13 тысяч мостов общей протяженностью около 300 километров. И вот к концу 1948 года, 21 декабря, с еще недостроенного завода была отгружена первая партия продукции – пролетное строение длиной 55 метров для восстановления переправы через реку Чир на Сталинградской железной дороге. Этот день и является днем рождения нашего предприятия.

Изменилась ли специфика предприятия за эти годы?
«Соединяем берега – в срок и на века» – этот девиз по-прежнему отражает суть и непреложные принципы нашей работы. Основное направление деятельности, для чего и создавался завод, остается на протяжении всех 70 лет – это металлические пролетные строения мостов. Железнодорожных, автодорожных, пешеходных – любых! Сегодня мы изготавливаем также для промышленного и гражданского строительства.
Я бы сказал, что изменилась сама отрасль. Модернизировались конструкции, системы проектирования, расчетов, технологическая цепочка, особенности производства. Мир стремительно развивается, поэтому и приходится изготавливать гораздо более сложные сооружения. Прежнему предприятию было бы не под силу делать то, что мы создаем сейчас. Здесь дело и в технологиях, и в инженерных кадрах, и в материалах. Сейчас мы дошли до выпуска в 60 тысяч тонн в год. Это просто несоизмеримо с показателями прошлых лет.

Что представляет собой «Воронежстальмост» сегодня?
ЗАО «Воронежстальмост» – один из лидеров современного рынка, ведущий завод в России по производству металлических сооружений любых типов, размеров и сложности. Выпускаем не только мосты, но и строительные конструкции торговых центров, вокзалов, административных зданий.
У нас нет типовой продукции. Если примерно до восьмидесятых годов прошлого столетия заводом изготавливались в основном стандартные пролетные строения, то в настоящее время преобладают индивидуальные проекты. 
На данный момент участвуем в возведении Большого Москворецкого моста, который расположен прямо перед Красной площадью. Идет его реконструкция, четверть объема контракта выполнена. Сегодня столица активно строится, и в работе у нас несколько объектов. Одновременно догружаем сооружения на Сахалин, делаем железнодорожный мост через Дон в Лисках и через Оку в Подмосковье. Участвуем в торгах на поставку продукции в Сербию. Там российская строительная компания будет прокладывать железную дорогу.

Какими объектами больше всего гордитесь? Что можно назвать визитной карточкой «Воронежстальмоста»?
У нас несколько знаковых объектов. В каждый период жизни предприятия непременно было что-то неординарное.
Первая в списке – Байкало-Амурская магистраль – огромная стройка. К выполнению заказов мы приступили в 1972 году, запустив в производство конструкции большого железнодорожного моста через реку Амур в Комсомольске. А спустя несколько лет его назвали Восточными воротами БАМа. Потом были и Западные, а также большие переправы через реки и десятки маленьких через ущелья. За событием следила вся страна. За успехи, достигнутые при сооружении знаменитой магистрали, завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Следующий – Ульяновский мост, который строился 25 лет. На тот момент он был самый большой по протяженности – 6 километров. Тяжелый и очень красивый.

После – объекты для Олимпиады в Сочи: дорога Адлер – курорт «Альпика-Сервис», очень красивый вантовый мост, огромное количество развязок, перекрытия железнодорожного вокзала. Как раз 2 ноября 2011 года на Олимпийскую стройку был отправлен юбилейный груз – двухмиллионная тонна со дня основания завода.


Дальше – эпоха Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге. Его строил турецко-итальянский консорциум. Они очень долго выбирали предприятие для сотрудничества. Было 6 много претендентов, в том числе турецкий завод. Для нас это был сложный иностранный контракт, когда потребовались и переводы документации, и работа в новых компьютерных программах.
И, конечно же, Крымский мост. Мы изготовили металлоконструкции самых габаритных элементов – судоходных арочных пролетов. Они установлены над фарватером в Керченском проливе.


Это самые масштабные события. Хотя, за это время много было и других объектов. На карте России нет ни одного региона, где бы ни было наших мостов.
Есть они и в Турции, Финляндии, Израиле, Вьетнаме, а также в странах ближнего зарубежья: Украине, Беларуси, Латвии, Эстонии, Казахстане, Туркмении, Узбекистане, Армении, Азербайджане, Грузии.

Какие были сложности и как с ними справились?
Тяжело было после развала Советского Союза, но из воронежских предприятий мы лучше всех пережили кризис. Потому что были собственные оборотные средства и правильная политика руководства, нацеленная на сохранение персонала любой ценой. Работали по 3 дня в неделю, но не закрывались. Основной костяк специалистов остался. Искали заказы, изготавливали непрофильную продукцию. Верили, что тяжелые времена пройдут.
Нелегко было и в 2009 году. Снова брались за дополнительные работы, не связанные с нашей специализацией, к примеру, вышки сотовой связи. Это помогало оставаться на плаву и люди получали зарплату. Наша отрасль зависима от экономической ситуации. Частных заказчиков практически нет, в основном бюджетные проекты.
Идеально прожить невозможно, случались и взлеты и падения. При больших объемах возникал вопрос, как справиться. При спаде строительства – другие проблемы.

Какие у мостостроительной отрасли перспективы и направления развития?
Мы также как и вся страна с удовольствием слушаем президента и обращаем внимание на свои вопросы. Когда Владимир Владимирович говорит, что будем строить в два раза больше дорог, мы радуемся. Ведь это наши заказы.
Сейчас не самые радужные времена, но прослеживается направленность на развитие инфраструктуры. Подождем, как сложится судьба моста на Сахалин.
Мегаобъектов, как в Керченском проливе, не анонсировано, но идет строительство железной дороги, путепроводов, развязок. Будем претендовать на заключение контрактов. В отрасли достаточно жесткая конкуренция, но мы в себя верим!

И кто ваши главные конкуренты?
Крупные российские предприятия. Заводов, подобных нашему, не очень много. Буквально 2-3. Есть и небольшие. Но у крупных – свои преимущества. Мы можем быстро поставлять внушительные объемы. Для заказчика важны сроки, а маленькие заводы часто не справляются.
У производства три кита: цена, срок и долговечность. Мы бы приоритет отдали качеству, но сегодня стоимость и скорость на первом месте.
А зарубежные конкуренты бывают только в одном случае: когда строитель – иностранная компания. Например, как с Западным скоростным диаметром. Там был большой объем – 105 тысяч тонн. И генподрядчики всерьез рассматривали вариант, что привезут конструкции из Турции, закупив у своих. Но не получилось – нерентабельно. Конструкции габаритные и перевозка стоит дорого.

Где закупается металл для производства? Нет ли проблемы импортозависимости?
Сырье закупаем у российских партнеров: «Уральская сталь», «Северсталь», «Магнитка». Отечественные подрядчики привыкли с родными предприятиями работать. Я только что приводил пример с Турцией. Здесь – аналогично. Если российская компания строит в Сербии мосты, то и металл, и завод – наши. Хотя в данном случае мы как раз конкурируем с иностранными предприятиями.

В связи с внедрением новых технологий сокращается ли кадровый состав предприятия или мастера своего дела по-прежнему незаменимы на производстве?
Параллельно с модернизацией за последнее время завод существенно увеличил объемы выпуска продукции. Автоматизация дала возможность расширить производство. Но сотрудников стало немного меньше, даже с учетом участия в строительстве Крымского моста.
Однозначно, на рынке присутствует нехватка квалифицированных рабочих, однозначно присутствует. Сложно найти ребят, которые качественно и творчески подходят к выполнению своих трудовых обязанностей.

А ветераны производства?
Их очень много. Мы ежегодно присваиваем звание ветерана завода тем, кто посвятил труду в этих стенах 25 лет. В юбилейный год вручим удостоверения в день рождения предприятия. Не нарушается традиция поддерживать тех, кто уже на заслуженном отдыхе. В этом списке: ежеквартальное пособие, ежегодные ветеранские вечера. Встречаясь, рассказываем о переменах, в онлайн-режиме показываем, что происходит в родных цехах. Для людей это важно, они по-прежнему чувствуют свою причастность к происходящему. Наверное, ни одно из воронежских предприятий не поддерживает так своих ветеранов, как мы.
Отрадно, что появляются трудовые династии. Своих детей приводят и родственников. А бывает иначе: люди уходят на лучшие хлеба… и возвращаются. Это хороший знак.

Расскажите о социальной составляющей в деятельности завода.
Так как коллектив завода – 1700 человек, а с семьями это 6-10 тысяч воронежцев, то основная социальная работа ведется внутри предприятия, но занимаемся и благотворительностью. За 2017 – 2018 годы оказали городу помощь на сумму 2,5 миллиона рублей. По большей части в виде своей продукции (мостики, постаменты для памятников).

Какие сооружения построены и планируется построить в Воронеже?
Все мосты в городе и области запущены в эксплуатацию с участием «Воронежстальмоста». Значимые проекты – Чернавский мост, окружная трасса через М4.

Сейчас надеемся, что Остужевская развязка будет в том виде, в котором запроектирована. Это хороший объем работ.
Кроме того, мы изготовили стелу на Адмиралтейской площади, постамент для вертолета и эстраду в парке Патриотов, ротонду и скамейки у памятника А.С. Пушкину возле Театра оперы и балета, свадебный мостик в парке Авиастроителей. В этом году – макет баркалона «Меркурий».

 

Что для Вас лично значит «Воронежстальмост»?
Завод для меня - все. И социальные, и технические, и вопросы конкуренции на рынке – во все это нужно погружаться, для того что бы завод которому 70 лет жил, развивался и процветал.

Евгения Глушак
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели