Синдром «жадины-говядины»
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Синдром «жадины-говядины»

8 августа 2012 / просмотров – 2984
Чижик
Как вырастить ребенка бережливым, но не жадным? За последние годы к праву собственности в нашей стране стали относиться гораздо более трепетно, чем в советские времена. И, воспитывая своего ребенка, эту тенденцию следует учитывать, поскольку бессеребрянники нынче уже не в таком почете. Но и жадины, разумеется, ни у кого не вызывают симпатии и уважения.

«Каждый родитель мечтает вырастить своего ребенка хорошим человеком, бережливым, но не жадным, – подчеркивает эксперт рубрики педагог-психолог Нина Гладских. – В детстве самое обидное прозвище – «жадина-говядина». И надо уметь найти тонкую грань между бережливостью и нежеланием делиться».

Зарождение собственнических чувств
«Жадность – это выражение собственнических чувств с патологическим уклоном. Она может появиться, когда ребенок начинает понимать что такое «мое» и «чужое», – поясняет эксперт рубрики. – Малыш четко знает: у него есть свои игрушки, кровать, горшок. Но в определенный момент столь радостное осознание может перейти в патологическую жадность – это тоже ощущение «своего», но гипертрофированное».
По мнению психолога, детей нельзя называть жадными до трех лет. Не стоит паниковать, если ваш ребенок, к примеру, сразу же не отдает свои формочки и совочек соседу по песочнице. «Просто малыш понимает, что это его игрушки. Понятие «мое» в детстве развито очень сильно, – отмечает педагог-психолог. – Дети дорожат тем, что находится у них в руках и охраняют свою собственность. Родителям надо постараться объяснить ребенку: если он отдаст свою игрушку, то получит от другого малыша что-то взамен и поэтому не будет обделен».

Благодатная почва для «передела имущества»
Исходя из наблюдений Нины Гладских, жадность проявляется обычно, когда малыш начинает общаться с коллективом своих сверстников в детском саду. Там ведь кто первый взял машинку, тот с ней и играет. Так что жадность возникает, в основном, ситуативная и не закрепляется у ребенка, если родители объясняют ему, как надо себя вести.
«Собственнические чувства часто усиливают взрослые, когда вручают малышу игрушку и говорят, что к ней нужно относиться бережно, убирать в шкафчик, чтобы другие дети ее не поломали, – рассказывает эксперт рубрики. – Лучше не давать ребенку в детский сад то, что жалко и надо беречь. Часто вышеназванное чувство свойственно детям из состоятельных семей, у которых нет братьев и сестер. Родители предоставляют ненаглядному чаду все блага, и ребенок вырастает жадным, эгоистичным».
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»
Случается, что и в хлебосольной (на первый взгляд) семье ребенок растет жадиной. По мнению Нины Гладских, в подобной ситуации он просто отражает чрезмерно бережливое отношение к вещам, свойственное папе и маме. Только у детей это качество проявляется в большей степени и расценивается уже как порок.

  По мнению психолога, жадные дети бывают беспокойными и тревожными  

– Если родители достаточно прижимисты – ребенок в точности копирует их и даже превосходит», – утверждает педагог-психолог. – Многие амбициозные дети считают, что жадность делает их более значимыми. Демонстративность также может являться причиной подобного поведения. Ребенок с тонкой психикой пытается привлечь к себе внимание приступами то невероятной щедрости, то невероятной жадности».

Залог хорошего воспитания
«Некоторые психологи считают что жадность – одна из форм агрессии. И закладывается это в грудном возрасте. Когда мама во время кормления дает младенцу много ласки и любви, он вырастает спокойным. Если уставшая и сонная женщина раздражается, ребенок становится тревожным, – отмечает Нина Гладских. – Когда родители не могут уделять своему малышу достаточного внимания, отмахиваются от него, заняты чем угодно, только не ребенком, у него возникает чувство одиночества и ненужности. Очень часто жадность подпитывается ревностью. Когда в семье появляется второй ребенок, и папа с мамой окружают младшенького заботой, старший считает, что его перестают замечать и начинает вредничать. Проявляя одинаковое внимание к обоим детям, можно исправить это положение».

Побочный эффект роста благосостояния
Для того, чтобы справиться с негативными проявлениями детской натуры, необходимо взглянуть со стороны и на себя. «Рост благосостояния нашего народа – обилие бытовой техники, предметов роскоши – теперь по-новому ставит вопрос воспитания бережливости в семье, – говорит эксперт. – К сожалению, существует ошибочное мнение, что бережливость – это проявление жадности и скупости».
Многие считают, что стремление к разумной, в общем, экономии возникает на фоне материальных проблем, от бедности. Но Нина Гладских убеждена, что важно научить детей бережно относится к вещам, продуктам, и в семье обязательно следует обсуждать все эти вопросы.
Лишнее – враг разумного
«Воспитание бережливости, прежде всего, связано с формированием разумных потребностей. Дети, конечно, должны иметь качественную, удобную одежду, хорошие игрушки, учебные принадлежности. Но при этом всегда нужно помнить о мере, – подчеркивает педагог-психолог. – Если у ребенка есть не только все необходимое, но еще и много-много лишнего – это родители тешат свое тщеславие. Малыш не будет любить свои игрушки и станет требовать новых. Очень часто можно видеть, как в детских лагерях ведут себя ребята, у которых огромное количество вещей. Они их разбрасывают и совершенно не берегут».

Ирина Размустова
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели