Российские ученые обнаружили черную дыру, поглотившую три звезды

Российские ученые обнаружили черную дыру, поглотившую три звезды

6 августа 2014 / просмотров – 1548

Ученые Института космических исследований РАН и Московского физико-технического института сообщили о том, что они зафиксировали возможное разрушение звезд сверхмассивными черными дырами.

В списке погибших от рук «черной убийцы» оказались три газовых шара: 1RXS J114727.1+494302, 1RXS J130547.2+641252 и 1RXS J235424.5-102053, четвертая звезда - RXS J112312.7+012858 - пока находится под вопросом.

Разрушение звезд сверхмассивными черными дырами происходит приблизительно раз в десять тысяч лет, когда небесное тело проходит слишком близко от нее. Тогда черная дыра сначала срывает со звезды вещество, а затем разрывает ее своим гравитационным полем. Гибель звезды сопровождается мощным рентгеновским излучением. Эта вспышка настолько сильна, что позволяет ученым узнавать о смерти газового шара даже в удаленных галактиках. Московские астрономы наблюдали три таких выброса, что и позволило им сделать вывод о существовании черной дыры, которая поглощает звезды.

Однако для этого необходимо отличить такую вспышку от рентгеновских источников других типов. Поскольку мощные всплески излучения возникают в самых разных астрофизических процессах, задача поиска разрушаемых черными дырами звезд оказывается нелегкой.

Так как сверхмассивной черной дыре достаточно всего нескольких лет, чтобы полностью поглотить захваченное вещество разрушенной звезды, повторные наблюдения через десять лет обязаны выявить многократное уменьшение яркости рентгеновского источника. У ученых были результаты сканирования неба как в 1990-х годах, так и в 2000-х годах, поэтому они смогли найти такие объекты, яркость которых снизилась, по меньшей мере, в десять раз.

Кстати, ранее американским ученым удалось измерить самую большую черную дыру в галактике. Оказалось, что она в 20 миллиардов раз тяжелее Солнца.

Ожидается, что существенный прогресс в обнаружении разрушения звезд сверхмассивными черными дырами будет достигнут введением в эксплуатацию новых телескопов, в частности, российской космической обсерватории Спектр-Рентген-Гамма, которую планируется запустить в 2016 году.