Раздолье на золотых песках
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Раздолье на золотых песках

7 марта 2011 / просмотров – 2161
Кругосветное путешествие
Черное море и чистые пляжи… Знаменитый памятник русскому солдату Алеше, воздвигнутый на «Холме освободителей»… Брынза и розы… Это, пожалуй, самые известные символы Болгарии. Чем дышит и живет страна сегодня? «Я могу рассказать о болгарской провинции, – говорит Людмила Левашова, которая была там прошлым летом. – Все время я вела дневник, в нем – самые яркие и запоминающиеся моменты».

Вилла с «квартирантами»
11 июля. Мой дом, который я купила в 2009 году, находится в небольшом селе недалеко от города Добрич. Это трехэтажная «вилла», которая отличается от традиционных болгарских кышт. Четыре комнаты и кухня. Душ, туалет – на улице. Но пока тепло, меня это устраивает. Ванная есть в доме, даже висит бойлер, но не работает, там что-то распаялось. Обливаюсь из тазика на улице, в + 32 – это шикарно!
От старых хозяев много чего осталось. На кухне – тарелки, вилки, ложки, рюмки и стаканы, печь. В комнатах – шкафы, диван. Много вышитых вещей, особенно подушек. Столы покрыты бархатными скатертями. Полы везде застелены ткаными дорожками. Все это – ручная работа! На стенках – эстампы, репродукции картин. Очень уютно.
15 июля. Кажется, что дом живой! Живности полно: жучки, паучки, мухи, комары и еще какие–то насекомые, названия которых я даже не знаю. Не обращаю на них внимания, но иногда раздражают до жути! Ложишься спать – в одном углу шуршит, в другом поскрипывает. Непривычно, но не страшно. Встаю и начинаю гонять «квартирантов» – кышь на улицу!
16 июля. В селе всего 80 человек. Они живут без времени и дат. Наручных часов ни у кого нет, мало кого интересует, который сейчас час – а куда им спешить?.. Бывает, соседи скажут: «Придем в гости завтра!». Но случиться это может и через несколько дней. Европейской обязательности нет, но это не напрягает.

Прожить на 130 левов
18 июля. Хватит лентяйничать! Нужно обойти владения. Травы в огороде – выше головы. Много репейника и ромашки. Перед домом – маки. На деревьях висят груши, яблоки и один персик. Залезла в соседний участок – он бесхозный, поела слив, шелковицы. Виноград еще не созрел.

Наручных часов ни у кого нет, болгар мало интересует, который сейчас час

А вот селянам гулять и отдыхать некогда. Все старики при деле. Их жизнь – это борьба за существование! Они работают на участках, содержат скот: ослов, кур, свиней, овец, коней. Сажают картофель, огурцы, помидоры, кабачки, кукурузу. Все, что вырастет, и будут есть. Государство старикам ничего не даст, кроме пенсии. Минимально – 130 левов, или 2600 рублей. Я не понимаю, как на эти деньги можно прожить? Хотя… Продукты здесь дешевые. Зашла в магазин, купила булку, багет, печенье, брынзу, сметану, «кисело мляко» – это не простокваша, не кефир и не ряженка, это особый продукт, похожий на кислое молоко. Заплатила всего 5 левов – около 100 рублей на «наши» деньги.

От таратора до баницы
23 июля. После моря зашли со знакомыми в ресторан одного отеля. Меню разнообразное: мясо, фрукты, соки, вино и даже акула в кляре – выбирай, что хочешь! Не важно, сколько и чего ты положил на тарелку, цена одна – 280 рублей. Правда, пребывание в ресторане ограничено 3 часами. Уходя, можно взять с собой любое блюдо, овощи или фрукты. Но! Всего по одной штуке. Взяла большой красный помидор.
Кстати, кухня здесь не экстремальная. Много мяса и рыбы, приправленной травами и пряностями. Овощи – также в огромном количестве: помидоры, баклажаны, кабачки, перец. Их едят сырыми, жарят, тушат, отваривают, маринуют, солят, фаршируют. Из местных вкусностей – брынза и пирог с ней – баница, холодный суп из йогурта с огурцами – таратор, вяленое мясо со специями – пастарма.
10 августа. Никогда бы не подумала, что болгарский и русский языки настолько похожи! Правда, сначала, когда я услышала местную речь, ничего не разобрала. Улавливала лишь какие-то звуки и быстро произносимые, но непонятные слова. Все потому, что согласные звучат более твердо, чем в других славянских языках, и часто между ними нет гласных: България, мисъл (мысль), мозък (мозг), мокър (мокрый). А сейчас я все понимаю и даже говорю на болгарском. Когда «переключаюсь» на русский, то пожилые меня тоже понимают: когда-то в школе они учили русский язык, а сейчас в них преподают английский.

Встретят, напоят, накормят
23 августа. Живу в Болгарии практически пять месяцев. Через несколько дней – снова в Россию. Уезжать, признаться, совсем не хочется. Я настолько привыкла к болгарам, что иногда кажется: я дома. Они такие радушные, добрые и по-хорошему наивные. В каждой деревушке можно встретить Стояна, Красимира, Владо, Йована, Марию, Иванку и Вылку, которые всегда готовы помочь и поделиться всем, что у них есть. Меня угощали козьим и овечьим молоком, огурцами, помидорами, грушами, брынзой, сливами, луком и чесноком. Дарили цветы, рюмки, тарелки, вышитые и вязаные салфетки, пряжу, спицы и… бутылку ракии (аналог бренди)! Для них это не в тягость. Наоборот: они всегда рады гостям – встретят, напоят, накормят, развеселят, много интересного расскажут. Но никогда не сплетничают.
28 августа. Моему соседу Ивану 56 лет. Его жена с двумя детьми живет и работает в Германии. А он тут, в Болгарии. Пенсию не получает, перебивается случайными заработками: болгар часто нанимают эмигранты. А больше никакой работы здесь нет, в город не наездишься – транспорт дорогой, бензин еще дороже, чем в России. Поэтому селяне присматривают за домами иностранцев. Бывает, что они пустуют годами...
Сейчас Иван ухаживает за домом англичанки. Однажды завел меня туда, все показал. Мне интересно стало, я расспрашиваю у него про хозяйку: «Сколько лет, ездит ли в Англию, муж есть, а дети? Чем занимается?» Иван смотрит на меня, молчит, потом вдруг как «зашипит»: «Клюки, клюки!» В переводе с болгарского – сплетни. И говорит: «Зачем это знать? Берите пример с Анжелы, англичанки. Она никогда ни о чем не расспрашивает. Ей все равно. Она живет своей жизнью и радуется. И я ничего про нее не скажу». А потом добавляет: «Пие, пуше, гледа телевизию» – пьет, курит и смотрит телевизор.

Труба зовет!
30 августа. Вещи собраны, чемоданы упакованы. Кругом какое-то умиротворение: благодать, тишина, но никакого одиночества. Ужасно не хочется назад в Россию – в суету, пробки и беспокойство. Но «труба зовет!» В Болгарию я вернусь только через год, когда снова выглянет солнце, запоют птицы, все зазеленеет и зацветет. Весна – начало рая, а лето – это рай!
3 сентября. После возвращения меня многие спрашивают, не скучала ли я? Есть ли ностальгия, когда долгое время живешь вдали от родных мест? Домой тянет всегда – и когда я была в Болгарии, и когда три года жила в Черногории. В России мои корни, здесь я родилась и выросла, училась, вышла замуж, родила детей и здесь я останусь. Поездки за границу – всего лишь отдых, возможность отвлечься от повседневных проблем и получить массу приятных впечатлений.

ВАШЕ МНЕНИЕ:
Вы любите путешествовать? А может быть у вас или ваших друзей был опыт знакомства с экзотическими странами? Поделитесь своими впечатлениями, выскажите пожелания, о каком государстве вам интересно было бы прочитать. Ваши предложения, уважаемые читатели, мы ждем по телефону 261─99─99 или по электронной почте pressa@gallery-chizhov.ru.


Татьяна Кирьянова
239-09-68
kiryanova.tanya@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели