Профессия - арт-дилер, или Роман с искусством

9 июля 2013 / просмотров – 4677
Город успешных людей
Известно, что знаменитый художник Поль Сезанн смог устроить первую персональную выставку, когда ему шел 57 год. К тому времени «стаж» маэстро в живописи насчитывал почти 40 лет. Кто знает, может, судьба мастера сложилась бы иначе, попадись ему на пути дальновидный арт-дилер?

Арт-дилер работает с такой тонкой «материей» как искусство. Он изучает многогранную палитру художественных течений, произведений, изменчивых вкусов, предложения и спроса. Его задача выявить в этом разнообразии то, что будет цениться десятилетиями, а то и веками. Он помогает сориентироваться в огромном творческом пространстве новичкам в искусстве и бывалым коллекционерам; знает творения мастеров, чьи работы выдержали испытание временем, и дает возможность заявить о себе начинающим, перспективным авторам. Если коротко: это одновременно эксперт, маркетолог, а подчас и своего рода продюсер в искусстве. Рассказать об этом непростом и интересном деле мы попросили арт-дилера Романа Серебрянского.

 

– Роман, как у вас начался «роман» с искусством и как он перерос в профессию?

Интерес к творчеству у меня возник с самого детства. Возможно, это связано с семьей. Картины писал мой дядя. Профессиональной художницей стала сестра. Сам я рано взялся за кисть, хотя профильного образования у меня нет. В свое время я получил дипломы юриста и финансиста, но в итоге тяга к искусству оказалась сильнее. Просто в какой-то момент понял, что хочу заниматься именно этим и стал целенаправленно изучать интересующие меня вопросы, консультироваться с известными художниками, специалистами в области арт-диллерства, искусствоведами. Арт-дилеру вообще необходимо постоянно учиться. Он должен разбираться в массе тонкостей – от жанровых особенностей произведения до оценки его способности со временем расти в цене. Свою роль играет и то, что я сам занимаюсь живописью и собираю коллекцию предметов старины и искусства. Мне это приносит удовольствие и в то же время, я помогаю другим людям прикоснуться к красоте и грамотно вложить средства в художественные произведения.

– На кого вы больше ориентируетесь – на потребителей или художников?

– Конечно, большую роль играет то, что интересно человеку; что именно он ищет – пейзаж, натюрморт, работу какого-то конкретного художника… Поиск идет в данном русле. При этом важно подсказать, на что стоит обратить внимание, какого периода работы интереснее и так далее.

– Чем отличается продаваемое искусство, от «продажного»? Ведь не все, что пользуется спросом, является настоящим произведением?

– Одна из задач арт-дилера и заключается в том, чтобы правильно сориентировать. То есть рекомендовать ту работу, которая имеет не только сиюминутную ценность или сделана на потребу публики, но будет доставлять эстетическое удовольствие долгое время. Конечно, порой люди хотят приобрести картину, только потому что ее написал модный автор или она дорого стоит. Но не всегда, то что, модно – хорошо. Поэтому я, как правило, рекомендую живопись, которая прошла проверку временем. При этом речь не обязательно о столетиях. Произведения, которые вызывают интерес 50, 60 лет, уже что-то в себе несут. Стоящий арт-объект всегда содержит какой-то посыл. Такой работой хочется любоваться и размышлять о ней даже спустя долгие годы.

– Какие произведения сейчас востребованы на арт-рынке?

– Уже на протяжении многих лет у европейских и наших коллекционеров стойкий интерес вызывает русская живопись. Это и старая школа, и авангард начала XX века, и, кстати, работы эпохи соцреализма. Последнее направление ценно тем, что оно господствовало у нас стране 70 лет и в том виде, в котором оно существовало, его уже не будет. Это действительно была эпоха, и она достаточно яркая, насыщенная. Конечно, у искусства той поры были как сильные, так и слабые стороны. Но это уже история и она вызывает очень большой интерес.

– Как обстоит дело с арт-рынком в Воронеже? Востребовано ли творчество современных авторов?

– Если сравнивать Москву, где вкладывается в развитие искусства много средств, и Воронеж, то нам до столичного уровня пока далековато. У нас мало выставочных площадок, где могли бы показывать свои работы не только маститые художники, но и начинающие авторы. Хотя в столице Черноземья есть молодые, перспективные авторы, но, к сожалению, им не всегда дают «зеленый свет».

– Одна из задач арт-дилера - вовремя заметить стоящего художника. Как разглядеть потенциал? Что для вас является мерилом таланта?

– В связи с этим вопросом, вспоминается история с «Черным квадратом» Малевича, который до сих пор вызывает споры. Когда у меня спрашивают, что особенного в этом квадрате, я отвечаю – он стал определенной точкой, с которой началась история целого художественного течения. Это был посыл в будущее. Такая способность заглянуть за горизонт – одна из граней таланта. И, конечно, у художника обязательно должно быть свое лицо. Он может подражать, особенно в период становления, может быть похожим на кого-то, но у него должно быть свое оригинальное «я». Собственно, яркая индивидуальность – это то, что с годами заставляет картины художника расти в цене.

 

Из досье «ГЧ»

Роман Серебрянский не только арт-дилер, но и художник, у которого состоялось уже 11 персональных выставок. Около 200 его работ хранятся в частных коллекциях, включая собрания картин в Европе. Кроме того, Роман – начинающий музыкант. Он пробует свои силы в диджеинге.

Между прочим

Одним из самых влиятельных арт-дилеров на международной арене является уроженец Лос-Анжелеса Лари Гагосян. Он владеет пятью галереями в разных точках мира, может похвастать целой плеядой открытых им художников и консультирует клиентов с громкими именами. А началась его карьера с увлечения обычными постерами.

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели