Потомки матушки-лени
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Потомки матушки-лени

11 ноября 2012 / просмотров – 2570
Чижик
Одни считают лень двигателем прогресса, другие убеждены, что с ней надо бороться. Но все единодушны, когда речь идет о воспитании детей: конечно, нужно растить их трудолюбивыми, усидчивыми и прилежными.

«Научные исследования показали, что лень является неотъемлемой частью нашей жизни, – отмечает эксперт рубрики педагог-психолог Нина Гладских. – И вот однажды родители сталкиваются с детским бездельем, когда проблема уже очевидна: ребенок не убирает игрушки, не реагирует на наши замечания и просьбы о помощи».

Направляйте энергию в нужное русло
Когда же пора подключать свое любимое чадо к посильному труду? «Дети дошкольного возраста – очень живой, деятельный, неугомонный народ. Ребятишкам вполне доступны занятия, отвечающие их потребностям. Они постоянно находятся в действии и с удовольствием помогают маме, надо просто направлять энергию в нужное русло. Малышей следует приучать к выполнению несложных поручений, – говорит педагог-психолог. – Когда ребенку два года, он пробует одеваться сам, пыхтит, натягивая колготки. Потом начинает справляться со шнурками и пуговками. С 5-6 лет он уже способен помогать взрослым с уборкой квартиры, приготовлением обеда. Самое важное – мотивировать каждое действие, говорить ребенку, как это важно, для чего необходимо выполнять ту или иную работу. Если, поручив своему отпрыску какое-то дело, мы не будем ему помогать, он столкнется с трудностями, и эти неудачи могут негативно повлиять на исход событий. Когда малыш начинает раздеваться, к примеру, стяните наполовину свитер ему с ручек, а остальное – пусть сделает сам».

Делайте все, играючи!
Чтобы человек хотел трудиться и получал от этого удовольствие, его нужно увлечь, заинтересовать. «Исследования педагогов и психологов показывают, что в дошкольном возрасте все поступки совершаются под влиянием эмоций, сиюминутных желаний. И если мы хотим, чтобы ребенок действовал в нужном направлении – главное, вызвать у него положительные чувства, сделать труд привлекательным. Основная деятельность дошкольника – это игра. Как побудить его убрать разбросанные кубики, мячики, пирамидки и прочие предметы, с которыми он забавлялся? – Дайте малышу большую корзину – и пусть он, целясь, бросает туда все это, – советует эксперт рубрики. – сли ребенок уже приближается к школьному возрасту, заведите в доме книгу его личных рекордов и поместите на видном месте. Записывайте туда, как быстро он убрал свою постель, оделся. Это интересно для малыша и будет вызывать у него гордость. Дети обязательно должны видеть перед собой конкретную цель, они не хотят работать «просто так».

Чувство ответственности
Ближе к семи годам за детьми надо закреплять определенные обязанности. Если в доме много комнатных цветов, к примеру, можно поручить уход за парочкой из них своему чаду. Правда, следует предупредить ребенка, как часто следует поливать доверенные ему растения, поскольку без контроля со стороны взрослых итогом столь увлекательного процесса, скорее всего, станет затопление привередливых образцов флоры.
В возрасте 5-7 лет дети могут мыть за собой посуду, застилать постель. Регулярное выполнение несложных домашних обязанностей дисциплинирует ребятишек, помогает воспитывать у них чувство ответственности.

Как дети становятся симулянтами
«Многие родители оправдываются, что для трудового воспитания у них просто не хватает времени, некогда ждать, пока ребенок оденется, накроет на стол. И упускают тот самый момент, когда малыш начинает говорить «я сам», – подчеркивает Нина Гладских. – Если мама торопится, а ее чадо хочет проявить самостоятельность, она все равно одевает его. В подобной ситуации очень часто возникают капризы, ребенок стаскивает с себя одежду, женщина сердится, может отшлепать… Проходит год, золотое время упущено. И четырехлетний малыш, когда его одевают, спокойно протягивает руки и ноги. У него уже угасает стремление к самообслуживанию. Ребенок даже удивляется, если взрослые начинают требовать, чтобы он сам натягивал свои вещи. В 7-9 лет дети просто отлынивают от выполнения поручений, становясь маленькими симулянтами».

Не подгоняйте и не пилите!
Зачастую родители начинают уговаривать или заставлять ребенка выполнять их поручения, ругают, если он делает все слишком медленно. «А ведь дети появляются на свет очень активными. Копушами они становятся, когда взрослые постоянно подгоняют: «Доедай скорее суп! Быстро ложись спать!» Родительская привычка все время делать замечания порождает у малыша упрямство, и он прекращает выполнять требования, – поясняет педагог-психолог. – В этом случае самый простой выход – перестать пилить ребенка, дать ему возможность проявить себя и больше ему доверять. Конечно, следует учитывать и физические возможности своих детей, чтобы не перегружать их. В 6-7 лет мышцы еще недостаточно выносливы, и позвоночник не вполне сформировался. Некоторые требования, которые взрослые предъявляют ребенку, трудно выполнимы и могут вызывать общее истощение организма».

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Нина ГЛАДСКИХ, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 33»:
– Помимо нормальной лени часто наблюдаются проявления так называемой «псевдоленности». Эта своеобразная защитная реакция возникает, когда ребенок невротического склада отказывается что-либо делать. Подобное поведение вполне может быть обусловлено страхом неудачи. Дети-невротики, в основном, неуверенны в себе и очень болезненно реагируют на самое ничтожное замечание, воспринимая его как величайший позор. Особенно, если самооценка занижена. Такие ребятишки застенчивы, им постоянно кажется, что все над ними смеются, считают их не такими... Для ребенка невротического склада лучше прослыть лентяем, чем травмировать свое обостренное самолюбие. Поэтому он с огромным удовольствием может выполнять домашние обязанности, а в школе дела будут складываться плохо, если учительница пару раз выразит свое недовольство его знаниями. Надо с особым вниманием относиться к таким специфическим особенностям, которые, на первый взгляд, могут показаться леностью.
У детей невротического склада силы истощаются гораздо быстрее. «В тот день, когда малыш гулял на улице или долго смотрел телевизор, вполне естественно, он может отказаться убрать в комнате или даже почистить зубы, умыться перед сном, – отмечает эксперт рубрики. – Не надо требовать от ребенка армейской дисциплины. Постоянные напоминания (даже в вежливой форме) раздражают».
«Часто ленивыми считают тех, кому необходимо активное общение. Для них сложно выполнять монотонную работу, – поясняет педагог-психолог. – Вот погулять – это активное занятие, а разобрать свои вещи на столе – скучное дело, от которого дети, конечно, стараются избавиться. Сейчас школьники подолгу сидят на уроках, им не хватает активной физической деятельности».
Ирина Размустова
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели