Магия чисел
По правилам акции, предлагается сложить две последние цифры года рождения и возраст, которого человек достиг в текущем году. Если получившееся число совпадает с «выигрышным номером» (сейчас это цифра 113), перед счастливчиком открывается потрясающая перспектива. Он может стать хозяином автомобиля BMW или сделать выбор в пользу кругленькой суммы (в настоящее время речь идет о 2 миллионах рублей, ранее говорилось о сумме в полтора миллиона). Гражданам, обнаружившим совпадение, компания-организатор рекомендует «срочно звонить» по определенному телефону. Их ждет приз. Но, как выяснилось, все не так просто.
В прошлом году в Региональную местную общественную приемную Председателя Партии «Единая Россия» обратился житель Воронежа, пожилая мама которого приняла участие в этой акции. Женщина прочитала о ней в газете «Ва-банкъ», где фирма-организатор размещает информацию на правах рекламы, вычислила совпадение и позвонила по номеру, указанному в объявлении. В компании ей подтвердили статус выигравшей, а потом началась долгая переписка. Оказалось, для того, чтобы получить приз, нужно сделать заказ из каталога клуба «Книжный салон». В итоге за 4 месяца на такие «сопутствующие приобретения» было потрачено более 20 000 рублей. В процессе переписки назначалась дата вручения выигрыша, но он так и не состоялся.
В этом году с похожей историей в общественную приемную обратилась еще одна жительница Воронежа. К счастью, она отказалась от участия в акции, как только получила объемистый конверт от фирмы, и до финансовых вложений не дошло.
Главная проблема таких случаев в том, что юридически компании-организатору сложно предъявить какие-либо претензии. Дело в том, что в подобных предложениях есть тонкости, которые граждане часто просто упускают из виду.
Как избежать неприятных сюрпризов?
Во-первых, необходимо внимательно ознакомиться с деталями акций. Как правило, самая привлекательная часть дается в рекламных объявлениях крупными буквами. За этим броским «фасадом» не все замечают информацию, написанную мелким шрифтом в конце. А в ней-то как раз и содержатся условия акции. Есть эти данные и в опубликованных рекламных макетах. Из них мы узнаем, что акция является маркетинговой и «проводится с целью продвижения новых товаров по почтовым каталогам». Далее следует длинный перечень условий, на которых можно претендовать на заветное авто или денежный эквивалент. Здесь же рекламодатель замечает, что финал мероприятия может переноситься на более поздний срок. Но доверчивые граждане обращают внимание лишь на яркий призыв «Самый большой приз года: автомобиль BMW X3». Более того, когда в «ГЧ» вышла статья, рассказывающая, чем чревато участие в акции и в качестве иллюстрации был приведен рекламный проспект фирмы с пометкой, что это образец рекламы, к нам в редакцию звонили несколько читателей с вопросом … как получить авто, поскольку цифры совпали. Приметив иллюстрацию, они просто не стали разбираться в самом поводе, по которому она появилась в газете.
Поэтому еще раз призываем всех: будьте внимательны! Читайте всю информацию в рекламе, особенно, когда речь идет о большом выигрыше или легком заработке!
Неслучайное совпадение
Другой важный момент: опытным путем нетрудно выяснить, что совпадение чисел – вовсе не счастливый случай. Если сложить две последние цифры человека абсолютно любых лет с возрастом, которого он достиг в текущем году, то полученное число совпадет с «выигрышным номером» 113. Уже этот факт должен насторожить, ведь, выходит, что в «клубе победителей» – весь мир поголовно.
Наконец, всегда есть смысл попробовать узнать больше о компании с броскими «супер-предложениями», хотя бы в Интернете. Например, у фирмы-организатора данной акции ООО «Русбьюти» (название фирмы указано в условиях акции) выявилась богатая биография. Судя по отзывам в Сети, за ее проектами тянется целый шлейф претензий граждан в разных городах с середины 2000-х. Люди делятся своим опытом на форумах. Например, в 2011 году по акции компании «Один счастливый звонок», условия которой публиковались в «Российской газете», вела разбирательство Федеральная антимонопольная служба» (вопрос возник после коллективного обращения граждан). Тогда ФАС признала рекламу ненадлежащей, поскольку в ней были нарушены требования законодательства (отсутствие существенной информации о рекламируемом товаре). Но, видно, фирма сделала «выводы»: теперь в ее рекламных проспектах есть данные об условиях акций, то есть формально закон она не нарушает. Другой вопрос, что эти данные потребитель зачастую просто не замечает, а самих условий столько, что перспективы получения главного приза весьма призрачные. Зато путь к ним лежит через конкретные расходы участников акции. Ведь из условий следует: хочешь получить «самый большой приз», заказывай товары по предложенному каталогу. При этом, как свидетельствует горький опыт участников проекта, сроки финала постоянно переносятся.
Как бороться с сомнительными акциями?
Самый верный способ – не участвовать в них. Дело в том, что к корреспонденции, которую получают участники «супер-проектов», как и к их объявлениям, с правовой точки зрения «не придерешься». Как поясняет юрист Региональной местной общественной приемной Председателя Партии «Единая Россия»: «Имя клиента и слово «победитель» в таких рассылках, как правило, соседствуют в письме, но нигде не пересекаются. К тому же на внутренней стороне конверта, куда обычно не заглядывают, мелким шрифтом написано, что акция носит стимулирующий характер, а приглашенные к участию в ней получают наборы документов информационно-рекламного характера. Безуспешны и попытки привлечь организаторов акций к ответственности по статье 159 Уголовного Кодекса РФ («Мошенничество»). Как правило, после проверки органы полиции выносят постановление об отказе в возбуждении дела за отсутствием состава преступления. Ведь деньги «победители» тратят добровольно, а свои обязательства по договорам купли-продажи компании выполняют». Иными словами, с юридической стороны все детально продумано. Поэтому «рецепт» здесь только один: не забывать, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке и не поддаваться на призывы легко и быстро приумножить свой капитал или стать обладателем «супер-приза».
Обратная связь
Редакция «ГЧ» пыталась связаться с представителями компании-организатора «супер-проекта» по телефону, указанному в визитке, присланной одной из «победительниц» в числе прочей корреспонденции фирмы. Мы хотели выяснить, почему финал не состоялся в заявленный срок. На том конце провода пояснили, что он был перенесен по решению руководства, при этом, не называя «победительницу» таковой, а позиционируя ее лишь как одну из участниц акции.
В издании «Ва-банкъ» комментировать свою позицию по поводу данной рекламной кампании отказались.