Парламентарии обсудили актуальные проблемы образования с главой Рособрнадзора
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Парламентарии обсудили актуальные проблемы образования с главой Рособрнадзора

22 июня 2018 / просмотров – 118
Образование

За последние 4 года в нашей стране значительно сократилось число вузов – аккредитации лишились 1500 учреждений из 2605, ужесточились и требования к деятельности учебных организаций. Вопрос наведения порядка в системе высшего образования обсудили на этой неделе Думские единороссы с главой Рособрнадзора Сергеем Кравцовым. В центре внимания депутатов на заседании внутрифракционной группы также были проблемы оценки качества школьного образования и профессионализма учителей.

Очистка от недобросовестных участников
Технические вузы, выпускающие экономистов, сельскохозяйственные академии, готовящие юристов – зачастую подобные учреждения даже не аккредитованы по своим профильным направлениям. А число так называемых шарашкиных контор, которые берутся выдавать дипломы, не наделяя при этом качественными знаниями, – вызывает искреннее недоумение россиян. Это картина отечественной высшей школы всего несколько лет назад. Проблема неоднократно поднималась не только общественным сообществом, но и на высших уровнях государственной власти.

«Когда я поинтересовался у китайских коллег, сколько вузов действует в их стране, мне ответили: 2500. У нас в стране на тот момент было 2605 учреждений на 143 миллиона человек населения. Числа – несопоставимые, – отметил руководитель надзорного ведомства в сфере образования Сергей Кравцов. – Поэтому у нас была очень важная задача – навести порядок по данному направлению. И благодаря поддержке партии «Единая Россия» мы смогли существенно продвинуться в этом вопросе. Так, было сокращено 1500 образовательных организаций».

Для сравнения: в Китае на более чем 1,3 миллиарда человек – 2500 вузов, у нас в стране в 2014 году на 143 миллиона было 2605 учреждений

Решают проблему с переизбытком недобросовестных организаций и учреждений, направления подготовки в которых не соответствуют основному профилю, и с помощью ужесточения требований к аккредитации вузов. Начиная с 2015 года, Рособрнадзором проводилось по 500 проверок в год. Сейчас пик пройден, часть учебных заведений уже «отсеялась», однако работа по этому вопросу продолжается. Так, планируется, что в ближайшее время при оценке деятельности вузов эксперты будут основываться не столько на формальных критериях, сколько на реальных знаниях студентов. Соответствующий законопроект готовится к рассмотрению Госдумой. Предполагается, что это сделает процесс аккредитации еще более объективным.

Эффективность доказана
Еще одним ключевым вопросом, волнующим парламентариев, стала единая система оценки качества школьного образования. В частности, речь шла о прозрачности процедуры проведения государственной итоговой аттестации (ГИА), мерах безопасности и степени объективности результатов.

«Мы помним, как всего несколько лет назад выпускники, включая троечников, сдавали экзамены с необоснованно высокими показателями. Неоднократно баллы ЕГЭ становились предметом общественного обсуждения, когда ребята, с трудом освоившие школьную программу, занимали бюджетные места в вузах и лишали тем самым возможности поступить тех, кто сдал экзамены честно. Сейчас механизм организации ГИА – привлечение общественных наблюдателей, печать контрольно-измерительных материалов непосредственно в аудиториях, система видеонаблюдения в режиме онлайн, причем не только во время экзамена, но и проверки работ, – практически исключил возможность списать или иным образом завысить баллы. Какая помощь оказывается тем школам и регионам, которые объективно показывают низкие результаты?», – пояснил корреспондентам «ГЧ» суть вопроса депутат от Воронежской области Сергей Чижов.

Так, по словам Сергея Кравцова, повышая прозрачность процедуры ЕГЭ в 2014 году, Рособрнадзор одновременно снизил минимальный порог по ЕГЭ, который необходимо преодолеть, чтобы получить аттестат. Если бы количество проходных баллов осталось на прежнем уровне, в ряде регионов 50-60 % выпускников не смогли бы пройти итоговую аттестацию вовсе. В этой связи ведомство начало точечную работу с конкретными школами и субъектами, прежде всего, им была оказана методическая помощь. В результате – уже в прошлом году количество участников, не преодолевших минимальный порог, сократилось втрое.

Сегодня единый госэкзамен – это максимально объективная процедура без тестовой части. Задания предполагают оценку творческих способностей выпускника, в том числе за счет устной части по иностранным языкам

С каждым годом выпускники, несмотря на жесткий контроль и проверку, справляются с ЕГЭ все лучше. Согласно результатам текущей экзаменационной кампании, средний балл по большинству предметов выше прошлогодних показателей. Также сокращается число ребят, «проваливших» испытание, например, базовую математику не сдали 3,1 % участников, что на 0,3 % меньше прошлого года. Эксперты отмечают: педагоги и ребята стали ответственнее готовиться к итоговой аттестации. Школьников не «натаскивают» на автоматическое выполнение заданий, а учат самостоятельной аналитической работе. Так, большой процент выпускников успешно справляется с практико-ориентированными вопросами и заданиями, требующими развернутый ответ.

Вопрос квалификации
Результаты итоговых экзаменов это, прежде всего, показатель эффективности работы педагогов. Сегодня родительское сообщество обеспокоено: многие учителя и сами плохо знают свой предмет, что они могут дать ребенку? В этой связи Рособрнадзор приступило к разработке новой единой методики аттестации преподавателей. Буквально на днях проверку прошли 609 педагогов из 19 пилотных регионов, которые принимают участие в апробации данной технологии.

«Сейчас участие в проверке – добровольное, но предполагается, что к 2020 году станет обязательным. Несмотря на то, что работа над этой моделью ведется совместно с педагогами, которые выступают экспертами, высказывают свои замечания и предложения, у многих учителей все еще остаются опасения: как результат аттестации будет влиять на их работу. Какие меры будут предприняты в отношении тех педагогов, которые по тем или иным причинам не смогут ее пройти?», – с таким вопросом к Сергею Кравцову обратился депутат Сергей Чижов.

Как подчеркнул руководитель Рособрнадзора, главная задача контрольного ведомства – инспектировать не ради оценки, но ради развития. Диагностируя реальную ситуацию, эксперты в области образования выявляют существующие проблемы и разрабатывают механизмы ее решения.

«Нам важно оказать соответствующую методическую помощь преподавателям, у которых выявлены пробелы. Как? С помощью института повышения квалификации. Привлекая лучших учителей, которые работают в аналогичных условиях, но показывают хорошие результаты. Если же школа или учитель не будут выполнять наши рекомендации, тогда мы будем вынуждены принять уже административные меры», – пояснил Сергей Кравцов.

При этом как дополнила директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова, до того момента, пока не появятся конкретные рычаги и способы решения вопроса, пока не будет понимания, как именно помогать педагогам, процедура новой модели аттестации обязательной не станет.

Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели