Откуда берется детская ложь?
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Откуда берется детская ложь?

14 августа 2012 / просмотров – 3464
Чижик
Дети любят сочинять и фантазировать, в процессе игры у них включается воображение – и это естественный, закономерный процесс. А как иначе представить себя на другой планете или хотя бы на необитаемом острове? Другое дело, если ребенок обманывает старших – своих родителей, педагогов. Взрослые обычно воспринимают такой «полет фантазии» крайне негативно и, как правило, наказывают лгунишку.

«Нужно различать детские фантазии и ложь, которая может возникать, ориентировочно, в возрасте трех лет. Это признак взросления, поскольку ребенок уже понимает, что для достижения целей нужно использовать более сложные пути и методы, – отмечает эксперт рубрики Вера Могилева. – Причем у малышей нет грани между фантазией и реальностью. В дошкольный период (с 3 до 7 лет) воображение развивается таким образом, что ребенок верит в то, что рассказывает. Он создает себе второй (виртуальный) мир и все, что в нем происходит, считает существующим на самом деле. Там часто смешивается реальность и герои, которых малыш придумывает».

Невинные уловки маленьких врунишек
Как отличить норму от патологии? Когда следует говорить ребенку, что он врет, и нужно ли это делать? «Если малышу три года, он не понимает, что обманывает. И, конечно, взрослые могут указывать ему на это, – говорит эксперт рубрики. – Но нужно обращать внимание и на свое поведение. Если ситуации, когда ребенок лжет, достаточно часто повторяются – это признаки его неблагополучного психологического состояния».
Причины могут быть различны. Чаще всего, ребенок просто боится сказать правду. К примеру, ему очень хочется сладкого, но папа с мамой запрещают. И съев конфеты, малыш уверяет родителей, обнаруживших «недостачу», что это сделал кот Мурзик. «Ребенок придумывает небылицы, чтобы получить желаемое, и в дальнейшем стремление к подобному фантазированию усиливается. Если запретов много, он погружается в постоянную ложь, все время создавая себе неприятные ситуации, – отмечает Вера Могилева, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики ВГПУ. – Некоторые дети к семи годам делают это так виртуозно, что родителям уже сложно понять и провести грань между ложью и правдой».

Не кричите на детей!
В числе причин детского вранья – и страх наказания за какие-то проступки. «Если ребенок знает, что нарушил запрет, сделал что-то не так, и его будут ругать, он начинает обманывать, – поясняет эксперт рубрики. – В этой ситуации нельзя бранить малыша. Ребенку надо спокойно объяснять: в чем его ошибка. Дети боятся, когда на них кричат. Малыши закрывают ушки ладонями, могут даже глаза зажмуривать. Страх такой сильный, что ребенок начинает преодолевать его с помощью лжи».
Этот способ используется также, когда взрослые внедряются в личное пространство малыша. Мама вечно занята, дает какие-то поручения, а ребенок увлечен игрой, ему сложно оторваться. И когда возникают подобные ситуации, малыш начинает говорить о себе в третьем лице: «Владика нет, к нему пришел какой-то человечек, и они пошли вместе гулять». Такие проявления постепенно исчезают, если в семье адекватная психологическая ситуация, нет постоянно давящей атмосферы, напряжения. А если ребенок все время испытывает дома сильный стресс, то возможно развитие патологической лжи. Крайние формы проявляются в тех ситуациях, когда малыш создает себе вторую реальность. Это может произойти в возрасте до шести лет, если в семье случается физическое насилие, или между взрослыми возникают конфликты, а ребенок никак не может повлиять на ход событий».
Родителям важно помнить, что их собственная каждодневная ложь – один из основных источников детского вранья. «Мама, а мы пойдем завтра в цирк?» – «Конечно, дорогой», – отвечает мать. Наутро малыш понимает, что сегодня они в цирк не пойдут. Так ребенок день за днем незаметно для себя учится врать.

Тяга к свободе
В каждом возрасте ложь имеет свои предпосылки. «У подростков начинает формироваться стремление к самостоятельности, они хотят получить больше свободы. А родители к этому не готовы, – рассказывает Вера Николаевна. – Допустим, ребенок желает сам перемещаться на общественном транспорте. В 11-12 лет это очень важно, потому что все его товарищи ездят в школу именно так. Предположим, мама с папой этого не позволяют. Тогда подросток начинает придумывать. Говорит, что задержался в школе, а сам садится в маршрутку и добирается до дома самостоятельно. Это говорит о том, что родители неадекватно оценивают возможности своего ребенка. Лучше предоставить ему свободу. Потому что подросток все равно будет этого добиваться, но уже другими путями, например, через ложь».

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

Вера МОГИЛЕВА, генеральный директор детского Монтессори-сада «Алиса», доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики ВГПУ:
– Надо сказать, что ложь присутствует у нас в жизни постоянно. Это одна из социальных моделей взаимодействия. Например, бывает неудобно говорить правду. Женщина спрашивает, как она выглядит. И мы понимаем: если сказать, что не очень хорошо – это ее обидит. Таким образом, существует социально приемлемая ложь. Но научить этому ребенка очень трудно. Малыш в подобной ситуации обычно говорит: «Мама, что это за безобразие у тети на голове!» Ребенок озвучивает то, что думает. В дошкольном возрасте такие тонкости поведения детям еще сложно освоить. Подобная ложь как признак социального развития появляется примерно в возрасте семи лет.
Но если обман начинает превалировать, значит, родители делают что-то не так. При этом запрещать детям врать не имеет смысла. Малыш будет пугаться еще больше, боясь, что его уличат. Ложь станет более изощренной. Важно выстроить доверительные отношения со своим собственным ребенком, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Тогда у него не будет потребности врать.
Обман бывает безобидным, когда ребенок старается произвести впечатление на друзей,
приукрашивая свою жизнь, которая кажется ему слишком скучной; фантазирует о героических поступках, не зная, как их совершить на самом деле.
Если вы видите, что вранье – просто потребность озвучить свои фантазии, предложите ребенку приступить к сочинению собственной книги. Пусть он каждый вечер заносит в специальную тетрадь новые сюжеты. Время от времени их можно перечитывать, радуясь полету воображения маленького фантазера. Еще один пример подобных занятий – предложить ребенку придумывать продолжения старых сказок Шарля Перро или братьев Гримм.
«У нас есть базовая потребность в признании, которая начинает активно развиваться с младшего дошкольного возраста. Ребенку важно, чтобы его безраздельно любили и принимали таким, как есть», – подчеркивает Вера Могилева. Если малыш все время слышит критические замечания в свой адрес, то понимает, что полностью не устраивает родителей. И начинает делать все, чтобы его полюбили, в том числе, и врать.
Ирина Размустова
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели